Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 70 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 70

люди

равнодушны даже к величайшему из материальных дости-

жений — освобождению, не говоря уже о менее значитель-

ных благах, таких, как материальное счастье, доступное на

райских планетах.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Трансцендентное блажен-

ство, которое ощущают преданные Господа, не имеет ниче-

го общего с материальным счастьем, которым наслаждаются

недалекие люди, живущие в материальном мире. Они стре-

мятся к достижению дхармы, артхи, камы и мокши, и к ре-

лигии обращаются, как правило, ради материальных благ —

чтобы получить чувственные удовольствия. Когда они по-

знают на этом пути горечь разочарования и убеждаются в

том, что гоняться за чувственными удовольствиями тщетно,

они начинают стремиться к слиянию со Всевышним, кото-

рое, по их представлениям, является мукти, освобождени-

ем. Существует пять видов освобождения, из которых са-

юджья, слияние со Всевышним, является самым последним

по значимости. Преданные, как люди по-настоящему разум-

ные, никогда не ставят своей целью достижение подобного

освобождения. Более того, они равнодушны даже к четырем

другим видам освобождения, которые дают живому сущест-

ву возможность жить на одной планете с Господом, все вре-

мя находиться рядом с Ним в качестве одного из Его при-

ближенных, обладать теми же богатствами, какими обладает

Господь, и обрести тело, подобное телу Господа. Они жела-

ют только одного: воспевать величие Верховного Господа и

прославлять Его благословенные деяния.

Чистое преданное служение — это процесс шраванам

киртанам. Чистые преданные, которые испытывают транс-

цендентное блаженство, слушая повествования о величии

Господа и воспевая Его, равнодушны к освобождению в лю-

бой из его форм; даже когда им предлагают все пять видов

освобождения сразу, они отвергают их, как сказано в Треть-

ей песни «Бхагаватам». Материалисты мечтают о неземном

блаженстве райского царства, но преданный наотрез отказы-

вается от подобного рода материальных наслаждений, ему

не нужен даже трон Индры. Он знает, что, какое бы высо-

кое положение в материальном мире он ни занял, рано или

поздно ему придется с ним расстаться. Даже если живому

существу удастся занять пост Индры, Чандры или какого-ли-

бо другого полубога, рано или поздно ему придется умереть.

Преданный никогда не стремится к таким эфемерным мате-

риальным удовольствиям. Из ведических писаний мы узнаем,

что иногда даже Брахме и Индре не удается избежать паде-

ния, но преданный, который достиг трансцендентной обите-

ли Господа, больше никогда не возвращается в материальный

мир. Господь Чайтанья также советует каждому стараться до-

стичь этого трансцендентного состояния, в котором человек

испытывает трансцендентное блаженство, слушая повество-

вания об играх Господа. Когда Господь Чайтанья беседовал

с Раманандой Раем, Рамананда перечислил несколько путей,

ведущих к духовному самоосознанию, но Господь Чайтанья

один за другим отверг все эти пути, кроме одного — слу-

шания повествований о величии Господа в обществе чистых

преданных. Этим методом, особенно в наш век, может вос-

пользоваться каждый. Люди должны слушать, как чистые

преданные рассказывают о деяниях Господа. Возможность

слушать чистых преданных является высшим благословени-

ем для всего человечества.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Преданное слу-

жение — это деятельность, которая дарует освобождение.

Даже если человек ненадолго, хотя бы на мгновение, привле-

чется преданным служением и сделает что-нибудь для Госпо-

да, рано или поздно он получит возможность возвыситься до

уровня чистого преданного служения. Желание служить Гос-

поду появляется в человеке благодаря тому, что он общается

с преданными. «Хари-бхакти-судходая»* подтверждает это:

ахо махтман баху-доша-душто

пй жена бхатй эша бхаво гунена

сат-сангамакхйена сукхавахена

критадйа но йена криша мумукша

«Хотя материальный мир и полон недостатков, в нем все же

есть одно достоинство — возможность общаться с преданны-

ми. Такое общение дарует безграничное счастье, и вследст-

вие этого желание слиться с сиянием Брахмана ослабевает».

Почему исчезает желание слиться с Брахманом? Потому что

благодаря общению с преданными в человеке пробуждается

привязанность к преданному служению Кришне. Преданное

служение, полученное от преданного, это самый привлека-

тельный вид деятельности. Один раз соприкоснувшись с пре-

данным служением, человек обретает страстное желание слу-

жить Господу больше и больше.

*Стих цитируется в «Чайтанъя-чаритамрите» (Мадхъя, 24.125).

Садхана

Лучший способ обуздать чувства

«Шримад-Бхагаватам», 1.13.54

Минск, 23 марта 1991 года

«Начинающему преданному настоятельно реко-

мендуется обуздывать чувства, заняв их любов-

ным служением Господу. Благодаря этому методу

человек совершенно естественно становится

бесстрастным. Отсюда следует, что садхана-

бхакти это ни что иное как регулирующие прин-

ципы преданного служения».

джитасано джита-швасах пратйахрита-шад-индрийах

хари-бхаванайа дхваста- раджах-саттва-тамо-малах

Тот, кто освоил сидячие позы тела [йогические асаны] и

управляет дыханием, может направить свои чувства на Аб-

солютную Личность Бога и тем самым стать невосприимчи-

вым к скверне гун материальной природы: благости, страс-

ти и невежества.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Асана, пранайама,

пратйахара, дхйана, дхарана и т. д. — начальные ступени

йоги. Махараджа Дхритараштра должен был успешно прой-

ти их, поскольку находился в освященном месте и сосредо-

точивался на одной цели — Верховной Личности Бога (Ха-

ри). Таким образом, все его чувства были заняты служением

Господу. Этот метод помогает преданному сразу избавиться

от загрязнения тремя гунами материальной природы. Даже

высшая материальная гуна, благость, не говоря уже о дру-

гих качествах — страсти и невежестве, — служит причиной

материального рабства. Страсть и невежество усиливают ма-

териальные наклонности, то есть жажду материальных на-

слаждений, а сильное чувство вожделения подталкивает че-

ловека к накоплению богатства и борьбе за власть. Но и тот,

кто преодолел эти низменные стремления ума и поднялся на

уровень благости, которой присущи нравственность и знание,

еще не может владеть своими чувствами — глазами, языком,

носом, ушами и осязанием. Однако, как уже говорилось, тот,

кто предался лотосным стопам Господа Хари, способен вый-

ти из-под влияния гун материальной природы и утвердиться

в служении Господу. Таким образом, метод бхакти-йоги не-

посредственно занимает чувства любовным служением

Навигация:

Страница 72
Страница 71
-- Страница 70 --
Страница 69
Страница 68