люди
равнодушны даже к величайшему из материальных дости-
жений — освобождению, не говоря уже о менее значитель-
ных благах, таких, как материальное счастье, доступное на
райских планетах.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Трансцендентное блажен-
ство, которое ощущают преданные Господа, не имеет ниче-
го общего с материальным счастьем, которым наслаждаются
недалекие люди, живущие в материальном мире. Они стре-
мятся к достижению дхармы, артхи, камы и мокши, и к ре-
лигии обращаются, как правило, ради материальных благ —
чтобы получить чувственные удовольствия. Когда они по-
знают на этом пути горечь разочарования и убеждаются в
том, что гоняться за чувственными удовольствиями тщетно,
они начинают стремиться к слиянию со Всевышним, кото-
рое, по их представлениям, является мукти, освобождени-
ем. Существует пять видов освобождения, из которых са-
юджья, слияние со Всевышним, является самым последним
по значимости. Преданные, как люди по-настоящему разум-
ные, никогда не ставят своей целью достижение подобного
освобождения. Более того, они равнодушны даже к четырем
другим видам освобождения, которые дают живому сущест-
ву возможность жить на одной планете с Господом, все вре-
мя находиться рядом с Ним в качестве одного из Его при-
ближенных, обладать теми же богатствами, какими обладает
Господь, и обрести тело, подобное телу Господа. Они жела-
ют только одного: воспевать величие Верховного Господа и
прославлять Его благословенные деяния.
Чистое преданное служение — это процесс шраванам
киртанам. Чистые преданные, которые испытывают транс-
цендентное блаженство, слушая повествования о величии
Господа и воспевая Его, равнодушны к освобождению в лю-
бой из его форм; даже когда им предлагают все пять видов
освобождения сразу, они отвергают их, как сказано в Треть-
ей песни «Бхагаватам». Материалисты мечтают о неземном
блаженстве райского царства, но преданный наотрез отказы-
вается от подобного рода материальных наслаждений, ему
не нужен даже трон Индры. Он знает, что, какое бы высо-
кое положение в материальном мире он ни занял, рано или
поздно ему придется с ним расстаться. Даже если живому
существу удастся занять пост Индры, Чандры или какого-ли-
бо другого полубога, рано или поздно ему придется умереть.
Преданный никогда не стремится к таким эфемерным мате-
риальным удовольствиям. Из ведических писаний мы узнаем,
что иногда даже Брахме и Индре не удается избежать паде-
ния, но преданный, который достиг трансцендентной обите-
ли Господа, больше никогда не возвращается в материальный
мир. Господь Чайтанья также советует каждому стараться до-
стичь этого трансцендентного состояния, в котором человек
испытывает трансцендентное блаженство, слушая повество-
вания об играх Господа. Когда Господь Чайтанья беседовал
с Раманандой Раем, Рамананда перечислил несколько путей,
ведущих к духовному самоосознанию, но Господь Чайтанья
один за другим отверг все эти пути, кроме одного — слу-
шания повествований о величии Господа в обществе чистых
преданных. Этим методом, особенно в наш век, может вос-
пользоваться каждый. Люди должны слушать, как чистые
преданные рассказывают о деяниях Господа. Возможность
слушать чистых преданных является высшим благословени-
ем для всего человечества.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Преданное слу-
жение — это деятельность, которая дарует освобождение.
Даже если человек ненадолго, хотя бы на мгновение, привле-
чется преданным служением и сделает что-нибудь для Госпо-
да, рано или поздно он получит возможность возвыситься до
уровня чистого преданного служения. Желание служить Гос-
поду появляется в человеке благодаря тому, что он общается
с преданными. «Хари-бхакти-судходая»* подтверждает это:
ахо махтман баху-доша-душто
пй жена бхатй эша бхаво гунена
сат-сангамакхйена сукхавахена
критадйа но йена криша мумукша
«Хотя материальный мир и полон недостатков, в нем все же
есть одно достоинство — возможность общаться с преданны-
ми. Такое общение дарует безграничное счастье, и вследст-
вие этого желание слиться с сиянием Брахмана ослабевает».
Почему исчезает желание слиться с Брахманом? Потому что
благодаря общению с преданными в человеке пробуждается
привязанность к преданному служению Кришне. Преданное
служение, полученное от преданного, это самый привлека-
тельный вид деятельности. Один раз соприкоснувшись с пре-
данным служением, человек обретает страстное желание слу-
жить Господу больше и больше.
*Стих цитируется в «Чайтанъя-чаритамрите» (Мадхъя, 24.125).
Садхана
Лучший способ обуздать чувства
«Шримад-Бхагаватам», 1.13.54
Минск, 23 марта 1991 года
«Начинающему преданному настоятельно реко-
мендуется обуздывать чувства, заняв их любов-
ным служением Господу. Благодаря этому методу
человек совершенно естественно становится
бесстрастным. Отсюда следует, что садхана-
бхакти это ни что иное как регулирующие прин-
ципы преданного служения».
джитасано джита-швасах пратйахрита-шад-индрийах
хари-бхаванайа дхваста- раджах-саттва-тамо-малах
Тот, кто освоил сидячие позы тела [йогические асаны] и
управляет дыханием, может направить свои чувства на Аб-
солютную Личность Бога и тем самым стать невосприимчи-
вым к скверне гун материальной природы: благости, страс-
ти и невежества.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Асана, пранайама,
пратйахара, дхйана, дхарана и т. д. — начальные ступени
йоги. Махараджа Дхритараштра должен был успешно прой-
ти их, поскольку находился в освященном месте и сосредо-
точивался на одной цели — Верховной Личности Бога (Ха-
ри). Таким образом, все его чувства были заняты служением
Господу. Этот метод помогает преданному сразу избавиться
от загрязнения тремя гунами материальной природы. Даже
высшая материальная гуна, благость, не говоря уже о дру-
гих качествах — страсти и невежестве, — служит причиной
материального рабства. Страсть и невежество усиливают ма-
териальные наклонности, то есть жажду материальных на-
слаждений, а сильное чувство вожделения подталкивает че-
ловека к накоплению богатства и борьбе за власть. Но и тот,
кто преодолел эти низменные стремления ума и поднялся на
уровень благости, которой присущи нравственность и знание,
еще не может владеть своими чувствами — глазами, языком,
носом, ушами и осязанием. Однако, как уже говорилось, тот,
кто предался лотосным стопам Господа Хари, способен вый-
ти из-под влияния гун материальной природы и утвердиться
в служении Господу. Таким образом, метод бхакти-йоги не-
посредственно занимает чувства любовным служением