Гос-
поду. Это лишает человека возможности заниматься мате-
риальной деятельностью. Такой процесс отвлечения чувств
от объектов материальных привязанностей и направления их
на любовное трансцендентное служение Господу называется
пратйахарой, а сам метод, именуемый пранайамой, в конеч-
ном итоге приводит к самадхи — состоянию, в котором чело-
век занят только тем, что всеми силами удовлетворяет Вер-
ховного Господа Хари.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В этом стихе про-
должается описание процесса йоги, которому следовал Дхри-
тараштра. Царь сосредоточил все свое внимание на внут-
ренней жизни и полностью погрузился в размышления о
Господе. Этот путь совершенствования известен как пратья-
хара. Следуя пратъяхаре, йог освобождает чувства от привя-
занностей к внешним объектам этого мира и направляет их
вовнутрь. Обратить чувства к внутренней жизни совсем не-
просто, этот путь требует множества жертв и лишений, ведь
практикующему приходится как ограждать свои чувства от
всевозможных удовольствий, так и занимать их более возвы-
шенной деятельностью. В комментарии к этому стиху Пра-
бхупада объясняет, что путь пратъяхары, которому следо-
вал Дхритараштра, заключается в сосредоточении внимания
на одном объекте, на Верховной Личности Бога. Посколь-
ку Дхритараштра сосредоточил свое внимание на Верховном
Господе и следовал выбранному пути с волей и решимостью,
ему удалось обуздать свои чувства. Если ум, разум и ду-
ша вовлечены в высшую деятельность, то чувства, подчиня-
ющиеся уму, контролируются автоматически. Когда разум,
главенствующий над умом, занят служением Кришне, ум, а
за ним и чувства, также вовлекаются в служение Господу.
Обуздать ум и чувства просто волевым усилием невероятно
трудно. «Достаточно одного-единственного чувства, — гово-
рит Кришна, — чтобы увести трансценденталиста с пути от-
речения». У живого существа таких органов чувств целых
пять: глаза, язык, нос, уши и органы осязания. Посредством
их живое существо, заключенное в грубое материальное те-
ло, выражает свои желания.
Пока человек жаждет наслаждений, его чувства, как
змеи, будут бросаться на все, что может принести им это на-
слаждение. Мы видим это постоянно. Если ум не сосредото-
чен на Кришне, а разум лишен решимости выполнять пре-
данное служение, даже самое незначительное отклонение от
практики садхана-бхакти подтолкнет чувства к поиску на-
слаждений. А когда объект наслаждений найден, очень труд-
но удержать не подчиняющиеся разуму чувства от созерца-
ния этого объекта. Когда мы видим что-то красивое, слышим
хорошую музыку, наслаждаемся изысканным запахом, при-
касаемся к привлекательному предмету или пробуем вкус-
ное блюдо, то есть, когда чувства соприкасаются с привле-
кательным объектом, у живого существа возникает желание
насладиться им. Но до тех пор пока оно будет пытаться на-
слаждаться материальными объектами, йога останется для
него тайной. Йога начинается с ограничений. Шрила Прабху-
пада пишет в «Бхагавад-гите», что основная задача йоги —
контроль ума. Ум — хранилище всех замыслов, направлен-
ных на удовлетворение чувств. Он содержит представления
обо всех возможных в материальном мире наслаждениях, и
как только в поле зрения чувств попадает что-нибудь стоя-
щее, они торопливо сообщают уму: «Здесь есть то, что ты
так долго ищешь». Чувства схожи с маленькими щупальцами
осьминогов или усиками тараканов.
От души, которая хочет наслаждаться в материальном
мире, к чувствам поступают запросы, а чувства посылают
обратно ответы. В этой связи Шрила Прабхупада приводит
пример со светом и цветным стеклом. Сам по себе свет бе-
лый, но если пропустить его через цветное стекло, он окра-
сится. Точно также чистая душа, пропуская через чувства
свои желания и соприкасаясь с тремя гунами материальной
природы, — благостью, страстью и невежеством, — в конеч-
ном итоге попадает во власть этих гун. Так у души появля-
ются бесчисленные желания наслаждаться в материальном
мире.
Йога начинается с управления чувствами. Но для это-
го надо иметь разум, потому что чувства всегда стремятся
выйти из под контроля, чему в «Шримад-Бхагаватам» есть
множество примеров. Саубари Муни на протяжении долго-
го времени медитировал под водой, но утратил самооблада-
ние, увидев двух совокупляющихся рыбок. Медитация Виш-
вамитры какое-то время была успешной, но прервалась, едва
он услышал звон ножных колокольчиков апсары. Он понял,
что где-то рядом идет женщина, совершенно потерял голову
и вышел из медитации. Бхарата Махараджа, несмотря на то,
что занимался духовной практикой весьма настойчиво, стал
жертвой небольшой привзянанности, которая оставалась в
его сердце. Он жил в уединенном месте, стараясь сосредото-
чить свое сознание, ум, разум и чувства на Господе, но при-
вязался к маленькому олененку. Во время медитации глаза
Бхараты Махараджа были открыты, и стали проводниками
его желаний. На что бы он ни смотрел, его взгляд все время
искал олененка: «Тут ли олененок? Если нет, то где он?»
Махарадж Бхарата пытался медитировать, но его ум и
разум не подчинялись ему больше, он мог думать только об
этом олененке. Он привязался к нему до такой степени, что,
когда его не было рядом, он забрасывал свою медитацию и
шел его искать. Это была не медитация, а сплошное притвор-
ство. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что искусственно
воздерживаясь от чувственного наслаждения, но всем своим
существом страстно желая его обрести, человек обманыва-
ет самого себя, и его следует считать притворщиком. Такой
человек никогда не станет отреченным, хотя внешне он сле-
дует какой-нибудь системе йоги и, может показаться, что он
действительно ни к чему не привязан, все это обман, он прос-
то притворщик. Ум тоже должен находиться под контролем.
Если ум необуздан, то чувствами удастся управлять совсем
недолго. Гораздо более высокое положение занимает предан-
ный, все чувства которого вовлечены в преданное служение.
Шрила Прабхупада объясняет, что в процессе бхакти-йо-
ги мы вовлекаем чувства в любовное служение Кришне и не
даем себе, таким образом, увлечься мирской деятельностью.
Прабхупада сравнивает чувства со змеями, которые всегда
готовы ужалить. Но когда