для себя.
Бхакти заключается в том, чтобы делать все для удовлетво-
рения Кришны. Господь милостиво соглашается принимать
пищу каждый день в одно и то же время, для того, чтобы
мы упорядочили свою жизнь. Это еще один способ управ-
лять чувствами. Не стоит думать: «Я же не голоден, зачем
готовить?» Нет. Мы готовим для Кришны. Однако тот, кто
находится под влиянием гун материальной природы, думает
по-другому: «Когда проголодаюсь, тогда пойду готовить. За-
чем готовить, если я не голоден». Дальше — больше. Прого-
лодавшись, он все равно не идет готовить, потому что ему
очень хочется есть и он не может ждать. Он принимает-
ся искать на кухне, чем бы перекусить, но там, увы, толь-
ко бхога. «Как хочется есть, — думает он. — Сейчас поем.
Только предложу Кришне, и сразу же поем». Он думает о
том, как будет есть, забывая, что он, таким образом, наслаж-
дается пищей, еще не предложенной Кришне. Так чувствами
не управляют.
Жизнь в храме помогает упорядочить деятельность
чувств: каждое утро мы идем на мангала-арати, каждое утро
мы готовим Господу подношения, каждое утро мы слушаем
о Кришне и принимаем прасад, предложенный Господу. Это
и есть регулирующие принципы бхакти-йоги. Тот, кто пы-
тается управлять чувствами, знает, что он обязан следовать
этим принципам. Он говорит себе: «Если я не буду следовать
регулирующим принципам бхакти-йоги, я стану годасом, слу-
гой ума и чувств, и не смогу духовно продвигаться». Упоря-
дочивая свою деятельность таким образом, со временем вы
заметите, что чувства понемногу очищаются и вам начинает
нравится эта простая жизнь.
Ум может начать сопротивляться. Иногда во время ут-
ренней программы мы чувствуем, что устали и больше не
можем, что надо срочно пойти прилечь отдохнуть. Ум по при-
роде своей склонен преувеличивать, но не сдавайтесь, не по-
зволяйте себе поддаться на его уговоры, примите прибежище
в преданном служении, в посещении мангала арати, в по-
вторении джапы, в лекциях по «Шримад-Бхагаватам», в гуру-
пудже, в почитании кришна-прасада (последнее, правда, лю-
бят все). Это тоже преданное служение. Мы не просто едим
кришна-прасад, мы его почитаем. Он неотличен от Кришны,
и поэтому он доставляет преданным такое удовольствие. За-
мечательно, если после утренней программы и прасада пре-
данным повезет сделать для Кришны какое-нибудь служение.
Ум может потребовать: «Ты поел, а теперь ляг поспи. Твои
утренние обязанности выполнены — пора заняться настоя-
щим делом. Самое время поспать. До обеда заняться нечем,
можно спокойно отдыхать».
В храме есть удачливые преданные, которые убирают
кухню после приготовления прасада, распространяют книги,
ходят на харинаму, принимают участие в какой-нибудь дру-
гой проповеднической программе, готовят для Божеств или
строят для Них алтарную комнату — всегда можно найти
служение. Вся утренняя программа предназначена для того,
чтобы вдохновить нас служить Господу, чтобы мы думали о
том, как сделать свое служение более совершенным, чтобы
оно стало объектом нашей медитации. Тогда и ум, и чувства
будут под контролем. Разумеется это не значит, что не нуж-
но отдыхать. Отдыхать нужно. Но если ум человека не занят
никаким служением, отдых это первое, что будет приходить
ему в голову. Ни о чем другом он не вспомнит, потому что
ему попросту не о чем будет вспоминать. А ум, тем време-
нем, будет предлагать ему удовлетворение чувств.
Если у преданного нет служения, он, если обладает хоть
крупицей разума, попросит, чтобы ему что-нибудь поручили.
Тогда ему не придется отправляться спать сразу после утрен-
него прасада. Так упорядочивают деятельность чувств. Это
и есть йога. Бхакти-йог совершает регулируемое преданное
служение и со временем достигает спонтанного уровня, ког-
да двадцать четыре часа в сутки думает о служении Кришне.
Но чтобы достичь этого уровня, необходимо следовать про-
цессу садханы и дать чувствам высшее занятие. И несмотря
на то, что сейчас, в нашем теперешнем оскверненном состо-
янии, мы не в состоянии чувствовать естественную сладость
преданного служения, со временем придет и это.
Слушание
Май 1990 года, Бельгия
«Шримад-Бхагаватам» 5.12.16
тасман наро `санга-сусанга-джата-
джнанасинехаива виврикна-мохах
харим тад-иха-катхана-шрутабхйам
лабдха-смритир йатй атипарам адхванах
Просто общаясь с возвышенными преданными, любой смо-
жет обрести совершенное знание и мечом этого знания раз-
рубить путы иллюзорного, мирского, общения, что удержи-
вают душу в плену материи. Общение с преданными дарует
человеку возможность служить Господу, слушая о Нем и
прославляя Его [шраванам киртанам]. Так можно пробудить
в себе сознание Кришны и, уверенно идя по этому пути, уже
в нынешней жизни вернуться домой, к Богу.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Чтобы освободиться из
материального плена, необходимо прекратить общение с мир-
скими людьми и начать общаться с преданными. Общение с
преданными позволяет человеку пробудить в себе сознание
Кришны, и сейчас Движение сознания Кришны дает такую
возможность каждому. Наше Движение берет на себя заботу
обо всех, кто искренне хочет продвигаться по пути сознания
Кришны. Мы обеспечиваем таких людей пищей и жильем,
чтобы они могли, ни о чем не беспокоясь, развивать в се-
бе сознание Кришны и вернуться домой, к Богу, уже в этой
жизни.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Джада Бхарата
разъясняет здесь, как очищать свое сознание и поддерживать
в себе сознание Кришны. Осуществляется это главным обра-
зом посредством соприкосновения с cam, вечной деятельнос-
тью духовного мира, которая находит свое отражение прежде
всего в играх Верховной Личности Бога. Соприкосновение с
cam — это общение с Самим Кришной, и достичь его мож-
но с помощью шраванам и киртанам. Наше общение может
стать служением. Каким образом? Если мы будем слушать и
воспевать. Шраванам и киртанам — вот что очищает сердце.
шрнватам сва-катхах кршнах
пунйа-шравана-киртанах
хрдй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрт сатам
«Шри Кришна, Личность Бога — Параматма (Сверхдуша) в
сердце каждого и благодетель честного