Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 73 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 73

для себя.

Бхакти заключается в том, чтобы делать все для удовлетво-

рения Кришны. Господь милостиво соглашается принимать

пищу каждый день в одно и то же время, для того, чтобы

мы упорядочили свою жизнь. Это еще один способ управ-

лять чувствами. Не стоит думать: «Я же не голоден, зачем

готовить?» Нет. Мы готовим для Кришны. Однако тот, кто

находится под влиянием гун материальной природы, думает

по-другому: «Когда проголодаюсь, тогда пойду готовить. За-

чем готовить, если я не голоден». Дальше — больше. Прого-

лодавшись, он все равно не идет готовить, потому что ему

очень хочется есть и он не может ждать. Он принимает-

ся искать на кухне, чем бы перекусить, но там, увы, толь-

ко бхога. «Как хочется есть, — думает он. — Сейчас поем.

Только предложу Кришне, и сразу же поем». Он думает о

том, как будет есть, забывая, что он, таким образом, наслаж-

дается пищей, еще не предложенной Кришне. Так чувствами

не управляют.

Жизнь в храме помогает упорядочить деятельность

чувств: каждое утро мы идем на мангала-арати, каждое утро

мы готовим Господу подношения, каждое утро мы слушаем

о Кришне и принимаем прасад, предложенный Господу. Это

и есть регулирующие принципы бхакти-йоги. Тот, кто пы-

тается управлять чувствами, знает, что он обязан следовать

этим принципам. Он говорит себе: «Если я не буду следовать

регулирующим принципам бхакти-йоги, я стану годасом, слу-

гой ума и чувств, и не смогу духовно продвигаться». Упоря-

дочивая свою деятельность таким образом, со временем вы

заметите, что чувства понемногу очищаются и вам начинает

нравится эта простая жизнь.

Ум может начать сопротивляться. Иногда во время ут-

ренней программы мы чувствуем, что устали и больше не

можем, что надо срочно пойти прилечь отдохнуть. Ум по при-

роде своей склонен преувеличивать, но не сдавайтесь, не по-

зволяйте себе поддаться на его уговоры, примите прибежище

в преданном служении, в посещении мангала арати, в по-

вторении джапы, в лекциях по «Шримад-Бхагаватам», в гуру-

пудже, в почитании кришна-прасада (последнее, правда, лю-

бят все). Это тоже преданное служение. Мы не просто едим

кришна-прасад, мы его почитаем. Он неотличен от Кришны,

и поэтому он доставляет преданным такое удовольствие. За-

мечательно, если после утренней программы и прасада пре-

данным повезет сделать для Кришны какое-нибудь служение.

Ум может потребовать: «Ты поел, а теперь ляг поспи. Твои

утренние обязанности выполнены — пора заняться настоя-

щим делом. Самое время поспать. До обеда заняться нечем,

можно спокойно отдыхать».

В храме есть удачливые преданные, которые убирают

кухню после приготовления прасада, распространяют книги,

ходят на харинаму, принимают участие в какой-нибудь дру-

гой проповеднической программе, готовят для Божеств или

строят для Них алтарную комнату — всегда можно найти

служение. Вся утренняя программа предназначена для того,

чтобы вдохновить нас служить Господу, чтобы мы думали о

том, как сделать свое служение более совершенным, чтобы

оно стало объектом нашей медитации. Тогда и ум, и чувства

будут под контролем. Разумеется это не значит, что не нуж-

но отдыхать. Отдыхать нужно. Но если ум человека не занят

никаким служением, отдых это первое, что будет приходить

ему в голову. Ни о чем другом он не вспомнит, потому что

ему попросту не о чем будет вспоминать. А ум, тем време-

нем, будет предлагать ему удовлетворение чувств.

Если у преданного нет служения, он, если обладает хоть

крупицей разума, попросит, чтобы ему что-нибудь поручили.

Тогда ему не придется отправляться спать сразу после утрен-

него прасада. Так упорядочивают деятельность чувств. Это

и есть йога. Бхакти-йог совершает регулируемое преданное

служение и со временем достигает спонтанного уровня, ког-

да двадцать четыре часа в сутки думает о служении Кришне.

Но чтобы достичь этого уровня, необходимо следовать про-

цессу садханы и дать чувствам высшее занятие. И несмотря

на то, что сейчас, в нашем теперешнем оскверненном состо-

янии, мы не в состоянии чувствовать естественную сладость

преданного служения, со временем придет и это.

Слушание

Май 1990 года, Бельгия

«Шримад-Бхагаватам» 5.12.16

тасман наро `санга-сусанга-джата-

джнанасинехаива виврикна-мохах

харим тад-иха-катхана-шрутабхйам

лабдха-смритир йатй атипарам адхванах

Просто общаясь с возвышенными преданными, любой смо-

жет обрести совершенное знание и мечом этого знания раз-

рубить путы иллюзорного, мирского, общения, что удержи-

вают душу в плену материи. Общение с преданными дарует

человеку возможность служить Господу, слушая о Нем и

прославляя Его [шраванам киртанам]. Так можно пробудить

в себе сознание Кришны и, уверенно идя по этому пути, уже

в нынешней жизни вернуться домой, к Богу.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Чтобы освободиться из

материального плена, необходимо прекратить общение с мир-

скими людьми и начать общаться с преданными. Общение с

преданными позволяет человеку пробудить в себе сознание

Кришны, и сейчас Движение сознания Кришны дает такую

возможность каждому. Наше Движение берет на себя заботу

обо всех, кто искренне хочет продвигаться по пути сознания

Кришны. Мы обеспечиваем таких людей пищей и жильем,

чтобы они могли, ни о чем не беспокоясь, развивать в се-

бе сознание Кришны и вернуться домой, к Богу, уже в этой

жизни.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Джада Бхарата

разъясняет здесь, как очищать свое сознание и поддерживать

в себе сознание Кришны. Осуществляется это главным обра-

зом посредством соприкосновения с cam, вечной деятельнос-

тью духовного мира, которая находит свое отражение прежде

всего в играх Верховной Личности Бога. Соприкосновение с

cam — это общение с Самим Кришной, и достичь его мож-

но с помощью шраванам и киртанам. Наше общение может

стать служением. Каким образом? Если мы будем слушать и

воспевать. Шраванам и киртанам — вот что очищает сердце.

шрнватам сва-катхах кршнах

пунйа-шравана-киртанах

хрдй антах стхо хй абхадрани

видхуноти сухрт сатам

«Шри Кришна, Личность Бога — Параматма (Сверхдуша) в

сердце каждого и благодетель честного

Навигация:

Страница 75
Страница 74
-- Страница 73 --
Страница 72
Страница 71