Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 52 ------

Моим ученикам (письма), 4й выпуск - Страница 52

это письмо застанет тебя в добром здравии. ???? ?????????????, ?????????? ????? ??????? R ???? ????, Пожалуйста, прими мои благословения. Вся слава Шриле Прабху- паде. Ты пишешь: «Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны Вашим лотосным стопам. Наша беседа в N была непродолжитель- ной и больше походила на «мирные переговоры» ». Мне не совсем ясно, что ты имеешь в виду. Если бы ты объяснила поподробнее, думаю, мне было бы проще ответить на твое утверждение. Я согла- сен, что в отношениях с тобой я довольно снисходителен, в том смыс- ле, что не ожидаю от тебя того, чего обычно требую от своих учени- ков. Однако я что-то не припомню никаких переговоров во время той встречи. В основном я пытался вдохновить тебя продолжать следо- вать духовным путем. Разве для этого есть необходимость в пере- говорах? 138

Письма 1998-2001 годов Я не могу выразить свои чувства в той степени, в которой мне этого хоте- лось бы. К счастью, Вы поняли меня, несмотря на то, что я отчаянно стремилась защитить свою материалистичную точку зрения. Вместо того, чтобы полностью вручить Вам свою жизнь, я надеялась избежать от Вашего магического влияния. Я нахожу себе разные дела, загружаю себя работой и стараюсь больше общать- ся с другими людьми. По гороскопу я Козерог, и потому стараюсь быть благора- зумной, однако временами мне это не удается. Сейчас мне очень трудно сми- риться с мыслью, что приближается старость, а вместе с ней и беспомощность. Что спасет меня от уныния? Как привести в равновесие духовную и материаль- ную деятельность? Я смиренно открываю Вам свое сердце и надеюсь, что Вы не допустите, чтобы оно разбилось. Мне хотелось бы знать Ваше мнение. Прежде всего, я хотел бы сказать, что в конце апреля или в начале мая этого года я дал в Москве, на Беговой, три лекции подряд о старости. Потом мне говорили, что многие преданные преклонного возраста высоко оценили их как за объективность, так и за то, что они помогли им увидеть преимущества старости. Спроси Индриешу даса (через Калпатару деви даси, чей адрес klone@pol.ru), есть ли возможность эти лекции заказать. Ты спрашиваешь о способе, кото- рый поможет тебе преодолеть уныние в старости. Ты должна воору- житься знанием о душе—это самый действенный способ. Чтобы обрести это знание, человек должен не только изучать священные писания и слушать святое имя, но также заниматься практической деятельностью в соответствии со своим положением. Привести в равновесие как материальную, так и духовную дея- тельность-—непростая задача, ведь в материальном мире все по- стоянно меняется, поэтому человеку бывает трудно всегда поддер- живать равновесие. Стоит нам вздохнуть с облегчением, решив, что мы наконец привели в порядок все свои дела, как этот порядок ру- шится и нам приходится приспосабливаться к новым условиям. Вот почему наших собственных усилий недостаточно; чтобы оставаться в равновесии, мы нуждаемся в помощи со стороны. Нам нужно выстоять против непрекращающихся изменений этого мира (старость, болезни и так далее), и для этого нам необходима ми- лость Господа и Его преданных. Эту милость можно обрести, если внимательно слушать и воспевать святое имя, а также слушать транс- цендентные повествования о Господе. От уклада жизни будет зави- сеть, насколько много времени человек может посвящать слушанию и воспеванию, но для любого уклада жизни это способ самосозна- ния будет главным. Я хотел бы привести цитату из «Вайшнава-cиддханта-малы» 139

Моим ученикам Шрилы Бхактивиноды Тхакура, а потом добавить несколько слов. «Махапрабху дал простое указание—преданный должен непре- рывно повторять харинаму. Это не значит, что люди должны посто- янно воспевать святое имя и при этом забросить всю деятельность, направленную на поддержание тела, обязанности домохозяина и общение с другими людьми. Если мы перестанем заботиться о теле, то ему очень быстро придет конец. Так как же все-таки мы должны повторять святое имя, чтобы исполнить указание Махапрабху? Господь дал всему человечеству наказ постоянно воспевать святое имя, и единственно верное пони- мание этого указания в том, что кем бы ни был человек—грихаст- хой или санньяси, ванапрастхой или брахмачари, брахманом или кшатрием, вайшьей или шудрой, находился вне каст или был млеч- чхой,—он должен продолжать исполнять свои обязанности и воспе- вать харинаму. Воистину, это единственно верное объяснение. Не- обходимо занять свое естественное положение, потому что в нем легче всего совершать деятельность, направленную на поддержа- ние тела, и не дать ему раньше времени выйти из строя. Для того чтобы поддерживать тело, необходимо взаимодействовать с окру- жающими. Но крайне важно, чтобы человек в своей деятельности руководствовался требованиями чистоты и благоразумия,— тогда все будет замечательно». Необходимо понять, что главная цель нашей жизни—постоян- но, двадцать четыре часа в сутки, думать о Кришне. Именно в этом наша цель, и мы должны прилагать усилия, чтобы ее достичь. Нам не следует подражать парамахамсам—до тех пор, пока мы отожде- ствляем себя с телом, нам приходится о нем заботиться. Однако при этом мы должны помнить, что поддерживаем существование своего тела лишь для того, чтобы слушать о Кришне.

Навигация:

Страница 54
Страница 53
-- Страница 52 --
Страница 51
Страница 50