Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Несколько встреч с великой душой - Страница 7

туда, и был убит. Даже такие великие люди, как Махатма Ганди, президент Кеннеди и им подобные, совершают ошибки. Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков обусловленной души.

Другой недостаток: склонность впадать в иллюзию. Иллюзия - это принятие того, чего нет - майи. Майя означает “то, чего нет’1. Каждый принимает свое тело за себя. Если я спрошу

вас, кто вы, то вы ответите: “Я мистер Джон, я богатый человек, я - то, я - это”. Всё это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть тело. Это иллюзия.

Третий недостаток - склонность к обману. Каждый склонен обманывать других. Человек может быть первейшим глупцом, но выдавать себя за умного. Всем вокруг очевидно, что он заблуждается и допускает ошибки, но он все равно будет рассуждать: “Я думаю, что это так, а то - этак”. При этом он даже не понимает как следует, в каком положении находится. Он пишет книги по философии, хотя сам далек от совершенства.

В этом его болезнь. Это и есть обман.

И наконец, наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением. Часто люди с вызовом спрашивают нас: “Можете ли вы показать мне Бога?” Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы никогда не сможете Его увидеть, если у вас нет глаз для этого. Если сейчас в комнате вдруг станет темно, то вы не сможете увидеть даже собственных рук. Так много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя рассчитывать получить знание (веду) с помощью наших несовершенных чувств. Обладая в обусловленной жизни этими недостатками, мы никому не можем дать совершенного знания.

Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы принимаем Веды такими, какие они есть»

(«Шри Ишопанишад», Введение, стр. 7-8).

Это объясняло, почему все остальные книги по религии и философии были настолько сбивчивыми. Но затем мне`пришло в голову, что Шрила Прабхупада, который перевел “Шри Ишопанишад”, мог также обладать этими четырьмя недостатками. По мере того, как я продолжал читать введение, я смог избавиться от моих сомнений:

«Ведические принципы принимают без доказательств, так как в них не может быть ошибок. В этом заключается смысл слова “принимать”. Например, в Индии коровий навоз считается чистым, хотя и является испражнениями животного. В одном месте в Ведах можно найти предписание, что, коснувшись испражнений, необходимо сразу же совершить омовение. А в другом месте говорится, что коровий навоз чист. Если вымазать коровьим навозом нечистое место, то оно станет чистым.

Руководствуясь обывательским здравым смыслом, мы можем возразить: “Это противоречие”. С точки зрения обывательского здравого смысла это действительно противоречие, но тем не менее тут нет ошибки. Это факт. В Калькутте один знаменитый ученый-медик исследовал коровий навоз и обнаружил, что он обладает всеми антисептическими свойствами.

В Индии, если один человек говорит другому: “Ты должен сделать так”, - тот может спросить: “Почему ты так думаешь? Разве об этом сказано в Ведах, и я должен подчиняться, не требуя доказательств?” Ведические предписания нельзя толковать по-своему. В конечном счете, если вы внимательно изучите каждое из этих предписаний, то обнаружите, что все они безошибочны.

Веды не являются творением человеческой мудрости. Ведическое знание пришло из духовного мира, от Господа Кришны. Другое название Вед - шрути. Словом шрути называют знание, которое приобретают с помощью слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути можно уподобить матери. От матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Если мать скажет: “Вот твой отец”, - то вам придется согласиться с этим. Установить личность отца с помощью эксперимента невозможно. Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, выходящее за пределы сферы вашего опыта, вашего эмпирического знания, за пределы сферы действия ваших чувств, вы должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании. Все эксперименты уже были поставлены. Все уже. установлено. Мнение матери, например, должно быть признано истинным. Другого пути нет.

Веды называют матерью, а Брахму - дедом, предком, так как он был первым, кто получил ведическое знание. Брахма был первым живым существом на заре творения. Он получил это ведическое знание и передал его своему сыну Нараде и другим ученикам и сыновьям, а они в свою очередь передали его своим ученикам. Так ведическое знание передается по цепи ученической преемственности. В “Бхагавад-гите” (4.2) также подтверждается, что ведическое знание передается этим путем. Поставив эксперименты, вы придете к тому же выводу, но чтобы сберечь время, лучше просто принять учение Вед. Если вы хотите узнать, кто ваш отец, и признаете свою мать авторитетом в этом вопросе, то что бы она ни сказала, будет принято вами без возражений. Существует три вида свидетельств: пратьякша,

анумана и шабда. Пратъякша означает “непосредственное”. Непосредственное свидетельство не слишком хорошо, так как наши чувства несовершенны. Например, мы ежедневно видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на самом деле оно гораздо больше многих планет. Так чего же стоят наши наблюдения? Поэтому, чтобы больше узнать о солнце, мы должны читать книги. Итак, непосредственный опыт несовершенен. Кроме

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5