низкоразвитого общества. Мы
рады объявить сегодня, что по своей доброте наш Ачарйадева спас
нас от этой ужасной деградации, и потому мы со смирением припа-
даем к его лотосным стопам.
Господа, приписывать Личности Бога только безличные качества и
представлять Его в нелепом виде, утверждая, что у Него нет ни
чувств, ни формы, ни головы, ни ног, что Он не занимается дея-
тельностью и не испытывает наслаждений, превратилось в современ-
ном культурном (или бескультурном) обществе в манию. Это достав-
ляет удовольствие и современным ученым, поскольку им явно недос-
тает надлежащего руководства и глубокого проникновения в духов-
ные сферы. Эти эмпирики мыслят одинаково: все, что приносит нас-
лаждение, должно быть монополизировано человеческим обществом или
каким-либо одним его классом, а безличному Богу отводится роль
всего лишь исполнителя их прихотей. Мы счастливы, что милосердие
Его Божественной Милости Парамахамсы Паривраджакачарйи Бхактисид-
дханты Сарасвати Госвами Махараджи избавило нас от этой страшной
болезни. Он открыл нам глаза, он наш вечный отец, наш вечный нас-
тавник и вечный руководитель. Поэтому сегодня, в этот счастливый
день давайте склонимся к его лотосным стопам.
Господа, хотя в науке о трансцендентном мы подобны несмышленным
детям, тем не менее Его Божественная Милость, наш Гурудева, за-
жег в нас маленький огонек, чтобы рассеять непроглядную тьму эм-
пирического знания. Теперь мы так надежно защищены, что никакие
философские аргументы школ эмпирической мысли не заставят нас ни
на йоту отступить с позиции вечной зависимости от лотосных стоп
Его Божественной Милости. Более того, мы готовы бросить вызов са-
мым эрудированным ученым школы майавады и доказать, что только
Личность Бога и Его трансцендентные развлечения на Голоке состав-
ляют возвышенную мудрость Вед. Об этом недвусмысленно говорится в
"Чхандогйа-упанишад" (8.13.1):
шйамач чхавалам прападйе
шавамач чхйамам прападйе
"Чтобы снискать милость Кришны, я предаюсь Его энергии (Радхе), а
чтобы снискать милость Его энергии, я предаюсь Кришне". Об этом
же сказано в "Риг-веде" (1.22.20):
тад вишнох парамам падам
сада пашйанти сурайах
дивива чакшур ататам
вишнор йат парамам падам
"Лотосные стопы Господа Вишну - высшая цель всех полубогов. Ло-
тосные стопы Господа излучают свет, подобно солнцу в небе".
Самые видные ученые эмпирических школ не понимают этой простой
истины, так подробно объясненной в "Гите", и даже не подозревают
о ней. В этом секрет Шри Вйаса-пуджи. Медитируя на трансценден-
тные игры Абсолютного Бога, мы испытываем гордость за то, что яв-
ляемся Его вечными слугами, и с ликованием пускаемся в пляс. Сла-
ва моему божественному учителю, ибо неиссякаемым потоком своей
милости он пробудил в нас это движение вечного бытия. Припадем же
к Его лотосным стопам.
Господа, не явись он перед нами, чтобы освободить нас из рабства
этого грубого мирского заблуждения, мы наверняка должны были бы
на протяжении жизней и веков оставаться беспомощными пленниками
тьмы. Не явись он перед нами, мы не сумели бы познать вечную ис-
тину возвышенного учения Господа Чаитанйи. Не явись он перед на-
ми, нам не было бы дано понять смысл первой шлоки "Брахма-самхи-
ты":
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
"Кришна, известный как Говинда, - Верховный Бог. У Него вечное,
блаженное, духовное тело. Он - источник всего сущего. У Него нет
источника, ибо Он - изначальная причина всех причин".
Лично у меня нет надежды на какое-то непостредственное служение в
течение миллионов грядущих рождений в моих скитаниях по жизни, но
я уверен, что когда-нибудь выберусь из этой трясины заблуждения,
в которой сейчас так глубоко завяз. Поэтому я истово молюсь у ло-
тосных стоп моего божественного учителя, чтобы он дал мне выстра-
дать те муки, которые мне суждено испытать за прошлые ошибки, но
позволил бы все время помнить, что я всего лишь ничтожный слуга
Всемогущего Абсолютного Бога, которого я осознал благодаря неиз-
менной милости моего божественного учителя. И потому со смире-
нием, на какое только способен, я припадаю к его лотосным стопам.