не лучше осла или коровы".
К сожалению, сейчас мы все превратились в глупцов и пренебрегаем
своим истинным комфортом, отождествляя себя с этой материальной
клеткой. Всю свою энергию мы сосредоточили на бессмысленном ухо-
де за своей материальной клеткой ради нее самой, совершенно за-
быв о заключенной в ней душе. Назначение клетки - погубить птицу;
птица не предназначена обеспечивать клетке благополучие. Заду-
маемся же над этим. Вся наша деятельность направлена сейчас на
уход за клеткой, и самое большее, что мы делаем, - это стараемся
дать немного пищи уму в форме искусства и литературы. Но мы не
видим, что ум тоже материален, хотя и имеет более тонкую форму.
Это утверждается в "Бхагавад-Гите" (7.4):
бхумир апо `нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме
бхинна пркртир аштадха
"Земля, огонь, вода, эфир, разум, ум и эго - все это Мои отделен-
ные энергии".
Мы даже не пытаемся дать какую-нибудь пищу душе, которая отлична
от тела и ума; следовательно, мы все в буквальном смысле слова
совершаем самоубийство. Миссия Ачарйадевы - предостеречь нас и
призвать отказаться от этого неверного образа действий. Склоним-
ся же к его лотосным стопам за ту беспримесную милость и доброту,
которой он одарил нас.
Господа, не считайте, что мой Гурудева хочет полностью затормо-
зить развитие современной цивилизации - невозможно совершить та-
кой подвиг. Но давайте научимся у него искусству извлекать макси-
мальную пользу из невыгодной сделки и попытаемся понять, как важ-
на эта человеческая форма жизни, пригодная для высшего развития
истинного сознания. Не стоит пренебрегать возможностью наилучшим
образом использовать эту редкую человеческую форму жизни. В "Шри-
мад-Бхагаватам" (11.9.29) сказано:
лабдхва судурлабхам идам баху-самбхаванте
манушйам артхадам анитйам апиха дхирах
турнам уатета на патед ану мртйу йаван
нихшрейасайа вишайах кхалу сарватах сйат
"Эту человеческую форму жизни обретают после многих и многих рож-
дений, и хотя она недолговечна, но может стать величайшим благом.
Поэтому здравомыслящий и разумный человек должен пытаться испол-
...Продолжение...
нить свою миссию и обрести в жизни высшее благо, прежде чем вновь
наступит смерть. Ему следует избегать чувственных наслаждений,
доступных при любых обстоятельствах".
Давайте же не будем тратить эту человеческую жизнь на тщетную по-
гоню за материальным наслаждением, а другими словами, на еду,
сон, оборону и плотские удовольствия. Послание Ачарйадевы выраже-
но в словах Шри Рупы Госвами (Бхакти-расамрита-синдху,
1.2.255-256):
анасактасйа вишайан
йартхархам упайунджатах
нирбандхах кршна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате
прапанчикатайа буддхйа
хари-самбандхи-вастунах
мумукшубхих паритйаго
ваирагйам пхалгу катхйате
"О человеке говорят, что он ведет полностью отреченный образ жиз-
ни, если он живет в соответствии с сознанием Кришны. Он не дол-
жен быть привязан к удовлетворению чувств и должен принимать лишь
то, что необходимо для поддержания тела. С другой стороны, того,
кто отрекается от всего, что может быть использовано в служении
Кршне под предлогом того, что это материальные вещи, нельзя счи-
тать полностью отреченным".
Смысл этих шлок можно осознать только при условии полного разви-
тия разумной стороны нашей натуры, а не ее животного аспекта. Да-
вайте же, сидя у стоп Ачарйадевы, попытаемся понять из этого
трансцендентного источника знаний, кто мы такие, что представ-
ляет собой эта вселенная, кто такой Бог и каковы наши взаимоотно-
шения с Ним. Учение Господа Чаитанйи предназначено для живых су-
ществ, ибо это весть из мира жизни. Господа Чаитанйу не заботило
совершенствование этого мертвого мира, который недаром зовется
Мартйа-локой - миром, где все обречено на смерть. Он явился нам
четыреста пятьдесят лет тому назад, чтобы поведать о трансценден-
тной вселенной, где все постоянно и призвано служить Абсолюту.
Однако в последнее время некоторые бессовестные люди представля-
ли Господа Чаитанйу в ложном свете, и высочайшая философия Госпо-
да была неверно истолкована как культ