Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Лечение душ в общинах вайшнаов - Страница 16

судьи. В одном месте он говорит: «Личность впитывает в себя коллективное мнение общества, и это мнение общество формирует его характер. Поэтому то, что представляет собой личность, в действительности является ничем иным, как отражением общества, в котором она находится, которое она представляет. А также это зависит от степени той гармонии или соответствия требованиям этого общества, которой достигает определённый человек. Таким образом, мы судим себя с точки зрения коллективного мнения, выражаемого обществом, в котором мы находимся. Самокритика является в сущности ничем иным, как критикой со стороны общества, в котором мы находимся. И чувство вины — это ни что иное, как осуждение со стороны общества, которое просто произносится самим человеком — этот приговор человек выносит сам себе, на основании того, что ему известно об отношении к тому, что он делает, со стороны общества».

В этом отрывке Бойзон рассказывает о конкретном случае. Он говорит, что для одного пациента взаимоотношения с группой стали объектами высшей значимости. И он оценивает себя с точки зрения норм и ценностей, которые существуют в той группе, с которой он себя отождествляет и чьего признания добивается. В первую очередь, он был верен своим родителям и всем наставникам, от наставлений, любви и поддержки которых он зависел в период своей юности, из чьих совместных высказывания, представлений он составил своё собственное целостное представление о Боге и своих взаимоотношениях с Ним.

Это совершенно верно: представление людей о Боге основывается на тех представлениях, которые они усвоили от своих отца и матери, таких людей, которых они слушали и которые наставляли их в их ранние годы. Мы знаем из философии сознания Кришны, что любой руководитель, занимающий высокий пост, в действительности является представителем Бога. И наша цель в сознании Кришны — это воспитать таких людей или сделать так, чтобы в нашем обществе появились такие руководители, которые представляют Бога. В Движении сознания Кришны у нас есть определённые руководители, наставлениями которых мы руководствуемся, которые представляют и поддерживают высочайшие стандарты в нашем Обществе. И частью процесса превращения нас в преданных является слушание их наставлений, мнения и систем ценностей, и принятия их очень серьёзно. Так что в нашем Движении определённые группы людей, например, санньяси, духовные учителя, их точки зрения, их принятие или отвержение чего-либо, оставляет глубокий след в наших сердцах по отношению к чему-либо. Мы всегда оцениваем себя явственно или неявственно, подспудно с точки зрения идеалов этих людей. Мы думаем, а что они подумали бы об этом? То есть, понравится ли то, что я делаю, духовному учителю или нет? Таким образом мы можем видеть, насколько глубоко проникает в наше Движение эти идеи социальной психологии, насколько хорошо они прилагаются.

В последней цитате, которую мы привели из книги Бойзона, он использует определение Бога с точки зрения социальной психологии. В соответствии с нашими открытиями понятие о Боге оставляет в стороне метафизическую реальность, которую можно рассматривать, а можно и не рассматривать, так или иначе, вне зависимости от результатов рассмотрения, Бог представляет собой самый важный и самый существенный факт социальной и психологической жизни общества. Он символизирует в личностном конкретном опыте каждого человека то, что этот человек считает высочайшей ценностью своей жизни и то, с чем он хотел бы себя отождествлять. Бог представляет собой для человека тот объект, который тот стремится любить, почитать прежде всего, и точно также Бог является символом коллективных общественных интересов, которым нужно подчиняться. Вот такое определение Бога даёт социальная психология.

Несмотря на то, что на наших ранних стадиях развития в качестве преданных мы не можем осознавать свои взаимоотношения с Богом, тем не менее с самых ранних наших шагов мы устанавливаем взаимоотношения с нашим Духовным Учителем, который представляет Бога, и поэтому с самого начала нашего роста в сознании Кришны Бог становится общественной реальностью, с которой мы так или иначе взаимодействуем посредством духовного учителя.

Что же такое грех с точки зрения социальной психологии? Обычно мы думаем о грехе как о нарушении определённых правил. Но у греха есть ещё очень важное общественное измерение. «Склонность или действие, которое нарушает гармонию с окружением человека, с которым он стремится или должен стремиться к общению, и которое нарушает уровень развития этих взаимоотношений с окружением, которого человек должен достичь.» Если говорить более конкретно, то это можно выразить следующим образом: грех — это нарушение или подрыв доверия, которое представляет собой ту высшую преданность, которую должен развить в себе человек в его социальном окружении. Скажем, наша верность, преданность духовному учителю или Богу. Грех является нарушением этой верности.

Ещё Бойзон даёт определение спасению. Спасение он определяет как освобождение от чувства собственной изоляции и восстановление своих взаимоотношений с Богом, которое следует сразу за переживанием прощения со стороны Бога.

Что же такое прощение с точки зрения социальной психологии? Прощение — это ощущение восстановления утраченных некогда взаимоотношений или подрыва доверия, которое с одной стороны определяется признанием ошибок и желанием исправить эти ошибки, и с другой стороны — способностью понять, осознать и желанием возобновить дружеские взаимоотношения. Таковы общественные определения. Теперь мы

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14