Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Лечение душ в общинах вайшнаов - Страница 15

что это глубинное обобществление, социализация может иметь место на различных уровнях — от религиозных убеждений — от самого высшего уровня, на котором такая социализация рассматривается как универсальная и побуждающая к полному преданию себя. И лучшим примером такой социализации является религия. До самого низкого уровня, то есть до принятия идей поиска и удовлетворения своих запросов в группе, напоминающей криминальную преступную группировку. По мере продолжения нашего семинара мы поймём это яснее, особенно когда речь пойдёт о Движении сознания Кришны.

Другой важный термин — изоляция. Этот термин используется в этой книге для того, чтобы описать внутреннее состояние человека, его умонастроение, которое характеризуется чувством отлучённости, отдалённости от тех, с кем личность стремится отождествлять себя. Мы объяснили с точки зрения присутствия в каждой личности инстинктивных стремлений гармонии с его собственными партнёрами, с которыми он стремится отождествлять себя, отказаться от которых он не в состоянии, не впадая в состояние страха подвергнуться осуждению. Это очень важно, и мы должны чувствовать себя людьми, но люди чувствуют себя частью какой-то более широкой социальной структуры, и такая группа, организация всегда имеет какие-то стандарты поведения, идеалы. И мы учимся оценивать самих себя, применяя к себе рамки и стандарты этой группы. Мы входим в эту группу как неотъемлемая часть, когда мы принимаем существующие в ней стандарты и соглашаемся с ними. Мы испытываем проблемы, когда чувствуем себя изолированно от той группы, с которой стремимся отождествлять себя, когда мы чувствуем, что те люди, чьего признания мы стремимся достичь в этой группе, не выражают нам это признание.

Мы снова вернёмся к этому определению чуть позднее. Но я хотел бы указать на тот факт, что философия сознания Кришны делает особый упор на важность общественных взаимоотношений. В первую очередь на самом высшем уровне — Господь является личностью, и быть личностью — значит быть общественным существом. Мы знаем, что имена Кришны определяют Его взаимоотношения, то есть Его называют в зависимости от того, в каких взаимоотношениях с преданными он находится — Яшода-нандана, Деваки-нандана, и в действительности Прабхупада говорил, что Кришне больше всего нравятся именно эти имена, которые относятся к взаимоотношениям с Его преданными. Итак, мы знаем, что когда мы говорим, что Господь — личность, это означает, что Он не одинок. Шрила Прабхупада говорил, что Кришна никогда не приходит один, Он всегда окружён Своими преданными. Вы никогда не увидите Кришну одного, одиноко стоящего где-то. Вот везде на этих изображениях Кришна с Баларамой, Кришна с матерью Яшодой, там Кришна с гопи. Так или иначе, Кришна поддерживает общественные отношения. Это и значит быть личностью, и в нашей философии освобождение определяется как вхождение в часть этого трансцендентного окружения Кришны, превращение в часть Его общественного окружения. Другими словами, мы хотим социализации на Голоке Вриндаване, мы хотим стать частью этого общественного организма. Мы должны стать достойными, чтобы влиться в это общество — на Голоке Вриндаване.

Во-вторых, процесс бхакти аналогичным образом объяснён с точки зрения социальных отношений. Человек становится и остаётся преданным благодаря обществу преданных. Настолько важно общество преданных! Сложно переоценить значение общества преданных в нашей философии. И когда Господа Чайтанью спросили, что является самым главным качеством вайшнава, Он дал общественное определение: Caitanya-caritamrta (Madhya 22.87):

asat-sanga-tyaga--ei vaisnava-acara

`stri-sangi`--eka asadhu, `krsnabhakta` ara

Качеством поведения преданного является то, что он отвергает общество материалистических людей. Во-вторых, мы знаем, что для того, чтобы совершать духовный прогресс, необходимо благословение или помощь со стороны старшего преданного. Наш успех или неудача в сознании Кришны также определяется с точки зрения наших общественных взаимоотношений с другими личностями. Итак, мы можем также увидеть, что в сознании Кришны освобождение — это ни что иное, как социализация, даже на самом высшем уровне. А грех — это изоляция. По этой причине я думаю, что подход Бойзона очень уместен и проливает свет на проблемы, которые мы испытываем в ИСККОН.

Я хотел бы сравнить несколько терминов, которые мы используем в сознании Кришны с общественными определениями, которые дал Бойзон. Что мы подразумеваем под совестью в сознании Кришны? В обычном понимании совесть — это вечное чувство, позволяющее нам отличать плохое от хорошего. Но в сознании Кришны мы фундаментально исследуем этот вопрос: откуда берётся это чувство, которое помогает нам различать плохое и хорошее. В сознании Кришны совесть — это внутренний голос или указания духовного учителя. Я слышу то, что говорит духовный учитель, что плохо и что хорошо, и затем я оцениваю, что хорошо и что плохо с точки зрения того, что услышал от духовного учителя. Мы также говорим, что духовный учитель является внешним проявлением Параматмы, Сверхдуши. Сверхдуша находится в наших сердцах, поэтому мы можем сказать, что процесс, когда мы принимаем в сердце указания духовного учителя на самом деле ни что иное, как проявление того, что уже есть в наших сердцах, просто вовне. Мы встречаем в нашем сердце именно то, что говорит нам духовный учитель. Так что в нескольких выдержках из книги Бойзона он, фактически, описывает то же самое. Он описывает этот феномен совести или внутреннего

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13