Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Лечение душ в общинах вайшнаов - Страница 14

в нашем Движении можно узнать людей, которые являются демонами?

ОТВЕТ: В первую очередь вы должны удостовериться в том, что вы не демон, и только потом переходить ко всем остальным окружающим. Однажды я спросил лично у Прабхупады о том, как нам не превратиться в демонов самим?

Он рассказывал нам о том, что в этом мире могут оказаться лицом к лицу две партии — преданные и демоны. И тогда может случиться что-то вроде битвы на Курукшетре. Но это в будущем. Он также говорил о том, что в будущем преданные могут обрести большую политическую силу и влияние — управлять странами, повелевать армиями и так далее. И когда Прабхупада описывал это, я немножко испугался и сказал ему: «Вы имеете в виду, что в один прекрасный момент у преданных будет огромное количество материальных сил в руках, все материальные влияния? Как в этих условиях мы сможем не превратиться в демонов сами? Потому что власть развращает.» И Прабхупада ответил: «Повторяйте 16 кругов в день и следуйте 4-м регулирующим принципам». И я спросил: «И этого достаточно?» Он ответил: «Да, достаточно». Это и есть защита от того, чтобы не превратиться в демонов. Иногда в нашем Движении появляются люди, которые могут обладать демоническими качествами, но если они обладают этими качествами, то сразу можно определить, что они не следуют регулирующим принципам и не читают 16 кругов мантры. Во многих случаях Прабхупада говорил о том, что мы проповедуем ракшасам, и люди с такими наклонностями приходят в наше Движение.

ВОПРОС: ?

ОТВЕТ: Я бы сказал, что не все отклонения от нормы в умственном состоянии человека основаны на духовном кризисе, далеко не все. Но иногда сумасшедшего человека называют невротиком или неврастеником — это более мягкие термины. В эту эпоху многие люди страдают из-за умственных расстройств, из-за загрязнения окружающей среды или из-за других органических причин, — имеющих физическое происхождение. Также травмы головного мозга приводят к таким проблемам, и их число постоянно увеличивается. Что же касается определения сумасшествия, обычно это определение, которое имеет социальный контекст, а не клинический. Если есть человек, которого никто в обществе не может понять, его поведение отличается странностями, то все остальные считают, что он сумасшедший. В Америке первый преданный, который прогулялся по улице в дхоти и с бритой головой, немедленно угодил в психиатрическую лечебницу. Но человек в той же самой одежде, в том же виде на улицах Индии вызывает совершенно другое отношение. Так что состояние человека оценивается обществом по-разному, в зависимости от социального контекста, в котором он оказывается. Но одна из тех первых листовок, которые мы раздавали на улицах и которая основывалась на лекции Прабхупады, называлась «Кто сумасшедший?» Прабхупада он говорил в этой лекции, что тот, кто счастлив в материальном мире, просто сумасшедший, поскольку он живёт в иллюзии, и такого человека можно назвать сумасшедшим с полным правом.

Итак, в определённом смысле сумасшедшим можно считать любого, кто не является преданным. Но иногда преданный действует странным образом, он не может поддерживать нормальных отношений ни с кем, и мы склонны считать его сумасшедшим, страдающим умственным расстройством, но это зависит от обстоятельств, от конкретного случая. Но ещё раз хотел бы рассказать о том, что этот курс не предназначен для того, чтобы научиться помогать людям, которые страдают от умственных расстройств или переживают кризис. Этот курс посвящён нормальным условиям, нормальному давлению, которому мы подвергаемся, занимаясь духовной практикой, и как выходить из этого испытания с честью.

III часть семинара

На сегодняшнем занятии мы начнём анализировать эту таблицу и попытаемся применить её содержание к ИСККОН, нашему Движению. Но прежде я хотел ещё кое-что объяснить в отношении подхода, который предпринимает Бойзон в своей работе. Этот подход называется социальной психологией. Его в начале нашего века разработали в Америке — психолог Миид. И по-прежнему его метод является частью социологии и психологии, по крайней мере, он применяется в США. Итак, социальная психология рассматривает природу личности, формируемую общественными отношениями. Человеческую сущность формируют общественные отношения. Социология рассматривает человека как часть общества, социальная психология рассматривает общество в преломлении человеческой психики. Сейчас я приведу цитату Бойзона, где он объясняет этот подход, который использовал. Бойзон говорит о том, что личность является частью общественного организма, и личная и общественная характеристики взаимозависимы. Личность немыслима без общественных взаимоотношений, и каждая личность содержит в себе отблеск общественных взаимоотношений. В конце этой книги, в разделе приложений определяются некоторые термины. Я попытаюсь прочитать вам определения двух ключевых терминов.

Первый — социализация, а второй — самоизоляция.

Термин социализация используется для того, чтобы определить отождествление человека со своей группой. Мы пришли к выводу, что человек является общественным существом. Он должен чувствовать себя деятельной частью некого общего целого общественного организма, ради которого он может даже пожертвовать своей жизнью. Система ценностей человека поэтому зависит от его общественных взаимоотношений. Он смотрит на себя, оценивает своё имущество, свои достижения глазами тех, с кем он стремится отождествлять себя, и чувство изоляции от них в соответствии с нашими выводами является коренной причиной, вызывающей умственные расстройства. Мы заметили,

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12