Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Смирение
------ Страница 11 ------

Смирение - Страница 11

качество является первым необходимым условием для того, чтобы стать вайшнавом. Мы можем называть себя вайшнавами, мы можем одеваться, как вайшнавы, мы можем говорить, как вайшнавы... Но что значит по-настоящему быть вайшнавом? Первое качество, которое, в действительности, предшествует становлению вайшнава,— простота.

Шрила Прабхупада часто обсуждал разные аспекты простоты. Первый из них —свобода от всякого политиканства, когда человек действует прямо и говорит правду, даже своему врагу. Таково определение простоты, данное Баладевой Видьябхушаной в комментарии к «Бхагавад-гите», о котором часто говорил Шрила Прабхупада. Человек, который очень прост, действует прямо, без притворства и без ложного эго. Тому есть много примеров. Шрила Прабхупада рассказывал историю о Гаутама Риши. К мудрецу обратился маленький мальчик, прося посвятить его в ученики. Гаутама Риши сказал, что дает посвящение только брахманам.

— Кто твой отец? — спросил он мальчика. Мальчик отправился к матери, чтобы узнать, кто его отец.

— Я не знаю этого, — сказала мать. — Я была проституткой, и у меня было много мужчин. Поэтому я не знаю, кто из них твой отец.

Мальчик вернулся к Гаутаме Риши.

— Гуру Махарадж, я не знаю, кто мой отец. Моя мать была проституткой. Поэтому я ничего не могу ответить на ваш вопрос.

— Ты — брахман, — заключил Гаутама Риши, — потому что ты правдив и прост.

Господь Чайтанья наделил этим принципом простоты Шри Дамодару Пандита. В нем это качество было проявлено до такой степени, что подражать ему невозможно — мы можем только следовать по его стопам. Он был очень простым, прямолинейным и честным. Шрила Прабхупада объясняет также, что простота означает отсутствие лицемерия, когда человек не ведет какой-то тайной политики. Тайная политика означает, что человек преследует свои цели, -и ради этого он будет служить другим и делать все что угодно, веря в то, что цель оправдывает средства. Шрила Прабхупада объясняет, что отсутствие лицемерия говорит о том, что ваш мотив — благо всех живых существ, а не преследование своих личных корыстных интересов.

Один подросток часто посещал Господа Чайтанью. Это был очень красивый мальчик и он очень любил Господа Чайтанью, любил слушать Его, служить Ему и просто находиться с Ним рядом. Дамодара Пандит, однако, не мог этого терпеть, потому что мать этого ребенка была молодой и красивой вдовой из Ориссы. Каждый раз, когда мальчик уходил, Дамодара Пандит приказывал ему не возвращаться больше. Но на другой день мальчик приходил снова, потому что не мог совладать со своим чувством любви к Господу Чайтанье. Однажды, когда мальчик ушел, Дамодара Пандит, не в силах более молчать, сказал:

— Мой Господь, я уверен, что Ты выше всех гун материальной природы и, поскольку Ты — Верховная Личность Бога, все, что Ты делаешь, чисто. Однако, как правило, люди этого мира не понимают этого — они будут судить о Тебе по Твоим поступкам. Ты — санньяси, и хотя этот мальчик, может быть, очень хороший, но его мать —молодая и красивая вдова. Поэтому, Твое общение с этим мальчиком приведет к тому, что люди будут критиковать Тебя, думая, что у Тебя, должно быть, есть какие-то отношения с его матерью. К чему Тебе нарушать религиозные принципы, давая людям повод для кривотолков? Ты не должен больше с ним встречаться. Господь был поражен этими словами Дамодары Панди-та — он осмелился критиковать Самого Шри Чайтанью Махапрабху!

— Ты отдаешь себе отчет в том, что ты говоришь?! Я думаю, тебе нужно отправиться в Навадвипу и защищать Мою мать Шачи. Ты такой строгий, что смеешь наставлять Меня. Поэтому именно ты сможешь сохранить высший уровень стандартов чистоты среди преданных Бенгалии. Иди к Моей матери и скажи ей, что Я всегда с ней.

В другой раз, когда Дамодара Пандит вернулся из Навадвипы в Пури, Господь Чайтанья спросил его, как поживает Его мать Шачи. Услышав это, Дамодара Пандит стал отчитывать Господа:

— Как Ты можешь задавать такой вопрос? Твоя мать —сама олицетворенная преданность и преданное служение; она —мать вселенной. Всю Свою преданность, Мой Господь, Ты получил по милости Шачи-маты. Какими бы хорошими качествами в преданном

служении Ты ни обладал, всему этому Ты научился у Своей матери. Почему Ты спрашиваешь, как она поживает?! Что это за глупость?!

Господь Чайтанья был в экстазе, услышав это:

— Да, все, что ты говоришь, — правда. Какое бы служение Мне ни удавалось исполнить, это было лишь по милости Моей матери; какой бы любовью к Богу Я ни обладал, это лишь благодаря ее милости!

Если бы кто-нибудь из нас посмел критиковать Господа или старших вайшнавов, или духовных учителей, это было бы дерзостью. Во всех отношениях Дамодара Пандит был ниже: Чайтанья Махапрабху был Самим Господом, а Дамодара Пандит был Его преданным; Господь Чайтанья был санньяси, а Дамодара Пандит — брахмачари. Какова дерзость! Однако Господь Чайтанья считал Дамодару Пандита одним из ближайших Своих преданных. Он с огромным блаженством слушал критику Дамодары Пандита.

Шрила Прабхупада объясняет, почему это было так. Потому что у Дамодары Пандита не было зависти; у него не было эго, и он вовсе не пытался критиковать Господа. Он любил Господа

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9