Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Смирение
------ Страница 15 ------

Смирение - Страница 15

гуру наказал ему распространять сознание Кришны по всему миру. Он должен был стать ачарьей, и это означало, что он должен был принимать всевозможные удобства. Но он использовал все это в служении Кришне. А в своем сердце желал вернуться туда, на этот глиняный пол в Радха-Дамодаре. Прабхупада довольствовался малым, потому что у него был Кришна.

И эти образцы простоты очень важны.

Шрила Прабхупада приводит еще один пример простоты. Он считал простоту славой Индии. В Навадви-пе был один заминдар (От перс, земиндар — землевладелец—Прим. ред.) Радж Кришначандра. Он был очень богат. Он давал брахманам щедрые пожертвования. И был один брахман, который со своей семьей жил в каком-то неблагополучном, по материальным меркам, районе. Радж Кришначандра пошел к нему и спросил, чем может помочь. Брахман глубоко задумался и искренне ответил:

— Мне не нужна никакая помощь.

— Но ты же очень беден! А у меня столько богатства—я могу дать это тебе!

— Но я, действительно, ни в чем не нуждаюсь. У меня есть несколько учеников — иногда они приносят мне рис, и жена готовит его в маленьком горшочке. Видишь это дерево тамаринд? Я иду к нему, собираю листья, и мы варим рис с этими листьями — получается сабджи. А больше мне ничего не надо, я ничего больше не хочу.

Прабхупада говорил: «В этом состоит культура простоты — когда люди находят внутреннее удовлетворение и не усложняют свою жизнь всевозможными кармическими предметами материального мира. И в этой культуре—величие Индии. Простая жизнь и возвышенное мышление — таков принцип жизни вайшнава».

Ради служения Кришне мы можем принять очень много. Прабхупада говорил: «Кто такой вайшнав? Вайшнав может жить во дворце, но если он знает, что может лучше служить Кришне, живя под деревом — он не будет привязан к этому дворцу, и будет жить под деревом. И в то же время, если он живет под деревом и его попросили жить во дворце — он не привязан к этому дереву и будет жить во дворце. Его единственная привязанность — „Кришна, как я могу служить Тебе?"»

Таким был Шрила Прабхупада.

И это Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур называл шаралата, простота — первое качество, необходимое для того, чтобы стать преданным.

Следующий принцип, о котором говорил Господь Чайтанья Махапрабху, и который Он продемонстрировал на примере Своих преданных, это титикша — терпение.

Шрила Прабхупада объясняет в «Бхагавад-гите», что, практикуя преданное служение здесь, в материальном мире, мы естественным образом будем сталкиваться с различными препятствиями и неудобствами. Титикша, терпение, означает, что мы продолжаем свое служение независимо от двойственности материальной природы: счастье-позор, наслаждение-страдание, жарко-холодно, победа-поражение.

матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах

агамапайино нитйас

тамс титикшасва бхарата

«О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бха-раты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым» (Б.-г., 2.14).

Интересно отметить, как Шрила Прабхупада и наши великие ачаръи проводят связь между терпением и прощением. Эти понятия неразделимы. Существенной частью терпения является прощение, снисходительность.

Прабхупада приводит пример терпения: он говорит, что готовить на огне зимой очень приятно, потому что вам тепло... На самом деле, это доставляет определенное наслаждение. Чандрамаули Свами Махарадж иногда вспоминает о том, как это происходило в Новом Вриндаване, когда приходилось готовить в жилище, в котором совершенно не было никакого отопления. Зимой там было очень холодно. И в каком-то смысле самым удачливым человеком был повар. Но на кухне не было ни газа, ни электричества и никаких плит. Мы готовили на огне. Мы просто собирали в лесу сухие деревья, рубили их на дрова и топили ими крохотную печку, которая представляла собой металлический ящик с отверстием наверху. Но проблема была в том, что зимой все покрыто снегом и инеем, и даже засохшие деревья остаются сырыми. Если такое дерево положить в печь, оно даст 30 % огня и 70 % дыма. И Чандрамаули Махарадж готовил в таких условиях. Раз в месяц из-за этого дыма его глаза становились красными как угли и очень сильно болели —он буквально слеп. И тогда он просто лежал весь день и стонал, а я готовил все подношения. Но как только он снова «прозревал», он спускался и начинал готовить. Он не просил поменять ему служение, он просто вставал и снова приступал к своему служению. Это терпение. Но, несмотря на то, что ваши глаза слезились и болели от дыма, вы все равно испытывали некоторое наслаждение, потому что были в тепле. По крайне мере, огонь согревал вас. Затем, когда приходило жаркое лето, этот же огонь, который был источником вашего наслаждения, становился вашим злейшим врагом.

Шрила Прабхупада говорит, что, подобным же образом, омываться в холодной воде зимой очень тяжело, хотя летом это очень приятно. Но терпение означает — зима это или лето, вы будете продолжать готовить, продолжать омываться — потому что это делается

ради служения Кришне. Прабхупада дает определение терпению: с чем бы вы ни соприкасались, какие бы препятствия ни возникали бы вновь и вновь на вашем пути —это никак не может помешать вам, вы просто продолжаете

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13