Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Бхарат Чандра дас - Нимитта-гьяна - Страница 14

вещающий не имеет формы.

Внешний облик существует, однако его невозможно увидеть обычными глазами. Кто же эта невидимая личность, которая

с нами говорит? Это может быть кто-то из полубогов, якшей или любое другое существо, всегда присутствующее как свидетель событий. Это может быть Сам Верховный Господь в образе Сверхдуши, прабху-сакши (высший свидетель), как объясняется в «Бхагавад-гите» (9.18).

Этот свидетель также упоминается в «Шримад-Бхагаватам» (6.1.42):

сурйо `гних кхам маруд девах сомах сандхйахани дишах кам кух свайам дхарма ити хй эте даихйасйа сакшинах

«У каждого поступка живого существа есть свидетели — это солнце, огонь, небо, воздух, полубоги, луна, вечер, день и ночь, стороны света, вода, земля и Сверхдуша».

Отсюда следует вывод, что перечисленные выше свидетели могут быть источником нимитты в форме ашарира-вани.

Приведем несколько примеров ашарира-вани из священных писаний.

1. В знаменитой истории о Шакунтале и Душманте был следующий эпизод: Душманта взял в жены Шакунталу, после того как все присутствующие услышали ашарира-вани.

йода на джагрихе раджа бхарйа-путрав аниндитау шринватам сарва-бху танам кхе ваг ахашаририни

«Когда царь (Душманта) отверг свою жену (Шакунталу) и сына (Бхарату), хотя их не в чем было упрекнуть, с небес раздался голос, который услышали все» (Шримад-Бхагаватам, 9.20.20).

2. Голос ашарира-вани раздался во время игры между Баларамой и Рукми.

тадабравин набхо-вани баленаива джито глахах дхармато вачаненаива рукмй вадати ваи мриша

«В этот миге небес раздался голос: „Эту ставку честно выиграл Баларама. Рукмй, несомненно, лжет“» (Шримад-Бхагаватам, 10.61.33).

3. Следующий эпизод произошел во время битвы между Индрой и демоном Намучи.

ити шакрам вишидантам аха ваг ашаририни найам шушкаир атхо нардраир вадхам архати данавах

«Шукадева Госвами продолжал: „Так, сокрушаясь о своей неудаче, Индра впал в уныние, но тут с небес раздался вещий голос. Кто-то невидимый сказал: ‘Демона Намучи невозможно убить ни сухим, ни влажным оружием’"» (Шримад-Бхагаватам, 8.11.37).

Так заканчивается раздел 1, посвященный описанию нимитты в категориях бхаума, улкапата и утпата.

РАЗДЕЛ 2. СВАПНА-НИМИТТА

В ведических писаниях описывается три состояния сознания: джагрути (бодрствование), свапна (сон) и сушупти (сон без сновидений или глубокий сон). Люди всегда интересовались природой снов, их происхождением, символикой и тем, что они предвещают.

Как гласит поговорка, «сон в руку», сны имеют значения, так как они могут предсказывать будущие события. Известны примеры из биографии великих святых, когда они через сон получали наставления, указания, советы и т.д.

Шрила Баладева Видьябхушана в своем знаменитом комментарии к «Веданта-сутре» под названием «Говинда-бхашья» (3.2.1) подробно рассказывает о природе снов. Сны творит Верховный Господь с помощью своей майи, или иллюзорной (внешней) энергии. Сны — это реальность, они — нимитты, или предвестники (сучаки) хороших или дурных событий. Подробный комментарий Баладевы Видьябхушаны о снах приводится в Приложении 3.

Интересен сам факт, что «Говинда-бхашья» — это комментарий к «Ведаита-сутре», который дал Сам Верховный Господь Говинда Шриле Баладеве Видьябхушане, явившись ему во сне. Сам Шрила Баладева Видьябхушана подтверждает это:

видйа-рупам бхушанам ме прадайа кхйатим нинйе тена йо мам ударах шри-говиндам свапна-нирдишта-бхашйо радха-бандхур бандхурангам са джийат

«Слава, слава всемилостивому и прекрасному Господу Говииде, дорогому другу Шри Радхи, который милостиво дал мие имя Видьябхушана и, явившись ко мне во сне, надиктовал мие этот комментарий».

Другой пример — Шрила Вадираджа Тиртха, который рассказал «Шри Врнидавана-кхьянам» во сне слепому и немому человеку. Это произведение — шедевр вайшнавской литературы и считается биографией Шрилы Вадираджи Тнртхн.

Великий мудрец Нарада дал такое наставление царю Прачинабархишату в «Шримад-Бхагаватам» (4.29.64): «Порой мы вдруг видим или слышим то, чего в своем нынешнем теле никогда не видели и не слышали. Иногда это случается с нами во сне».

Это означает, что сны имеют реальное значение. Шрути-шастра гласит: «Чтобы дать результат незначительной кармы, Господь создает колесницы и другие вещи во сне, который видит спящий человек. Всемогущий Господь может сделать все и одним лишь Своим желанием творит во сне разные вещи».

Шрути-шастра далее говорит:

анатасйапи дживасйа вибхагам бахудха харих критван бхоган прадаива ча аикйамадйет пунах

Всевышний как Параматма (Сверхдуша) разделяет неделимую душу способом, непостижимым для материального ума, и делает ее частью снов других живых существ. Подобно этому, Он творит предметы в наших снах, побуждая части других душ участвовать в наших снах. Все это делает Параматма в соответствии с нашей кармой. По окончании сна Господь снова соединяет части души воедино (во время следующих двух состояний глубокого сна и бодрствования).

Чтобы проиллюстрировать этот момент, приведем пример: когда ящерица падает с высоты, она иногда, ударяясь, расходится на две части (хвост и туловище). Верховный Господь как Параматма, проявляя к ней милость (деление на части помогает ящерице защищаться от хищников), делит неделимую душу ящерицы на две части (одна часть в хвосте, другая часть в туловище) на некоторое время, а затем соединяет их обратно в одно тело.

В «Катха-упанишад» (4.4) сказано: «Мудрый понимает, что все видимое во сне или наяву является творением Верховной Личности Бога, и потому не скорбит».

Сиы — творение Всевышнего, они являются нимиттами. Значения снов будут темой нашего дальнейшего обсуждения.

В шрути-шастре говорится: сучакас ча хи шрутер ачакшате ча тат видах — «Сны являются знамениями. Шрути-шастра и мудрецы подтверждают это».

В предыдущей главе в разделе «Паралока-садхана-карма» упоминались сны, предвещающие смерть.

Неблагоприятные сны называются духсвапна. Для простоты терминологии назовем благоприятные сны свапна. Неблагоприятные сны можно нейтрализовать с помощью

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12