Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 111 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 111

Верховного Господа. Иначе он останется во власти страсти и невежества, составляющих основу демонического образа жизни. Люди, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества, смеются над священными писаниями, святыми людьми и философскими представлениями о Верховной Личности Бога. Они нарушают указания духовного учителя и не обращают внимания на предписания шастр. Даже услышав о величии преданного служения, они не проявляют к нему никакого интереса. Поэтому они изобретают собственные пути духовного развития. Таковы некоторые изъяны людей, приводящие к усилению в человеке демонического начала. Однако тот, кто сможет действовать под руководством истинного духовного учителя, способного указать путь к духовному возвышению, достигнет в жизни успеха».

Глава 17

Разновидности веры

Кришна завершил шестнадцатую главу утверждением, что те, кто следует указаниям шастр, являются божественными натурами, а те, кто не следует, – демоническими. Шрила Баладева Видьябхушана знакомит нас с тематикой семнадцатой главы, пересказывая мысли Арджуны: «В предыдущей главе Ты объяснил, что те, кто изучает Веды, следует их предписаниям, стремится осознать их смысл и обладает верой в их авторитет, являются девами. Затем Ты описал тех, кто пренебрегает Ведами и действует вопреки их предписаниям, и назвал таких людей асурами. Сейчас у меня возник вопрос: каково положение тех, кто постиг смысл сложных текстов Вед, воспользовавшись двумя методами познания – выучивая их наизусть и размышляя над их значением, – но при этом, не обладая должным усердием, отвергает предписания Вед и поклоняется полубогам и другим? Каково положение таких людей относительно данного выше определения, в котором проводятся различия между девами и асурами? Пожалуйста, дай Свой ответ, приняв во внимание и то, что они пренебрегают предписаниями Вед, и то, что они обладают искренней верой».

ТЕКСТ 1

Арджуна спросил: О Кришна, каково положение тех, кто не следует предписаниям шастр, но выдумывает собственные способы поклонения? Под влиянием какой гуны – благости, страсти или невежества – они находятся?

Арджуна интересуется, в какой части баньянового дерева материального мира располагаются те, кто с верой следует правилам, не установленным в шастрах.

В комментарии Шрила Прабхупада дает описание связи между главами Гиты:

«В тридцать девятом стихе четвертой главы говорилось, что человек, обладающий верой, постепенно обретает знание, мир в сердце и процветание. В шестнадцатой главе был сделан вывод, что человек, не следующий предписаниям шастр, является асуром, демоном, а тех, кто неукоснительно выполняет указания священных писаний, называют девами, или праведными людьми. Резонно спросить: каково положение того, кто с верой следует правилам, не установленным в шастрах? Арджуна просит Кришну развеять его сомнения. Если люди возносят до уровня Бога одного из себе подобных и поклоняются ему с верой и преданностью, к какой гуне – благости, страсти или невежества – относится это поклонение? Смогут ли они таким образом достичь совершенства? Смогут ли они обрести истинное знание и подняться на высшую ступень совершенства? Увенчаются ли успехом усилия тех, кто не следует правилам и предписаниям шастр, но в то же время верит во что-то и поклоняется богам, полубогам или людям? Это вопросы, которые Арджуна задает здесь Кришне».

ТЕКСТ 2

Верховный Господь сказал: В зависимости от гун материальной природы, под влиянием которых оказалась воплощенная душа, ее вера может быть трех видов – в благости, страсти или невежестве. Услышь же от Меня об этом.

ТЕКСТ 3

О потомок Бхараты, находясь под преобладающим влиянием одной из материальных гун, живое существо приобретает соответствующий тип веры. Говорится, что характер его веры определяется тем, какие гуны на него влияют.

ТЕКСТ 4

Люди в гуне благости поклоняются полубогам, те, кто находится в гуне страсти, поклоняются демонам, а люди в гуне невежества поклоняются духам усопших.

В комментарии к третьему стиху Шрила Прабхупада описывает принцип устройства веры:

«Очень важным в данном стихе является слово шраддха („вера“). Шраддха, вера, всегда возникает из гуны благости. Человек может верить в какого-то полубога, в придуманного Бога или в собственные выдумки. Однако в любом случае сильная вера должна приводить его к деятельности в материальной гуне благости. Но в материальной, обусловленной жизни ни одно действие не может быть абсолютно чистым, в нем всегда есть какие-то примеси. В материальном мире нет благости в чистом виде. Чистая благость трансцендентна, и только на этом уровне душа способна постичь истинную природу Верховной Личности Бога.

Пока наша вера не находится полностью в чистой благости, она всегда будет осквернена влиянием материальных гун. Оскверняющее влияние гун природы затрагивает сердце живого существа. Поэтому вера живого существа зависит от того, под влиянием какой из гун находится его сердце. Тот, чье сердце находится в гуне благости, обладает верой в гуне благости. Если сердце человека осквернено влиянием гуны страсти, его вера приобретает качества страсти. А тот, чье сердце заполонили тьма и невежество, обладает верой, оскверненной невежеством. Таким образом в материальном мире возникают различные виды веры, которые лежат в основе различных религиозных систем. Истинная религия и вера находятся в гуне чистой благости, но, поскольку сердца людей затронуты оскверняющим влиянием материальных гун, они исповедуют разные религии. Так различные типы веры приводят к возникновению разных форм поклонения».

Как упоминается в этом комментарии, вера возникает из гуны чистой благости. Тем не менее, она проявляется в зависимости от того, какие гуны определяют нашу природу. Согласно тому, какие гуны преобладают в человеке, он естественным образом привлекается