Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 132 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 132

душой и Сверхдушой, а также через процесс обретения знания душа может преодолеть двойственность, осознать свою вечную природу слуги Кришны и достичь высшей обители.

В тринадцатой главе объясняется, что через развитие знания в смиренном настроении человек может освободиться от материальных пут. Сам этот факт также объясняет, что запутанность живого существа в событиях материального мира является следствием его соприкосновения с гунами материальной природы (13.20–22). В четырнадцатой главе Верховная Личность подробно описывает три гуны природы – благость, страсть и невежество. Он говорит о них как о силах, связывающих и контролирующих все обусловленные души этого материального мира. Однако душа может преодолеть влияние этих гун посредством преданного служения. (Все остальные процессы, кроме преданного служения, содержат в себе примеси гун.) Так ограничения, навязываемые полем деятельности, могут быть сняты, и душа может взойти на уровень Брахмана, изначального положения чистоты и счастья. Основой же Брахмана является Сам Кришна.

В пятнадцатой главе Кришна описывает процесс освобождения из тисков материи. Этот метод подразумевает отрешенность от гун природы и результатов их взаимодействия, что должно порождать привязанность к служению Господу. Кришна сравнивает материальный мир с перевернутым гигантским баньяновым деревом, призывая Арджуну отбросить привязанность к этому дереву и предаться Ему. Так душа может прекратить свои блуждания и возвратиться к Господу в духовный мир.

Хотя глупый человек не в состоянии понять, что душа переходит из одного тела в другое из-за желаний своего ума, трансценденталист ясно видит это. Недалекий человек может научиться видеть все это правильно, узнав о Кришне как об источнике света Солнца, Луны и огня; как о том, кто поддерживает все планеты вселенной на их орбитах; как о том, кто дает сок всем овощам; как о том, кто играет роль огня пищеварения, кто является Параматмой в сердце каждого, кто дает память, знание и забвение и кто является составителем Вед и знатоком «Веданты». Кришна говорит, что знание о Нем как о Верховной Личности Бога и преданное служение Ему являются главным смыслом «Веданты» и представляют собой самую сокровенную часть Вед.

В пятнадцатой главе о благоприятной и возвышающей деятельности говорится как о части дерева баньян. В шестнадцатой главе, перечислив двадцать шесть божественных качеств, Кришна описывает демоническую природу, которая заставляет душу деградировать из-за гордыни, невежества, тщеславия, чувственных наслаждений и мнимого могущества.

Кришна так описывает демоническое мышление: демоны думают, что мир нереален, что нет иной причины для его создания, кроме сексуального желания. Растлевая себя и других в похоти, демоны считают чувственные наслаждения целью всей своей жизни и составляют планы о том, как им приумножить богатство. Замышляя погубить своих врагов, они считают себя могущественными и счастливыми семьянинами, окруженными родственниками. Они проводят жертвоприношения и раздают пожертвования, но делают это лишь затем, чтобы увеличить свою гордыню. Терзаемые иллюзорными беспокойствами, сбитые с толку самодовольством, наглостью и богатством, погрязшие в зависти к Сверхдуше, находящейся внутри их собственных тел и тел других, демоны выступают против истинной религии. Таких отвратительных людей Кришна помещает в демонические виды жизни, постепенно погружая их в самые отвратительные формы существования.

Кришна замечает, что вожделение, гнев и жадность являются началом демонического существования, и потому любой разумный человек должен избавиться от этих пороков и, с верой следуя писаниям, понять, в чем заключается его долг.

Кришна завершает шестнадцатую главу, провозглашая, что главным отличием всего демонического от божественного является то, что человек с божественными качествами следует священным писаниям, а люди с демоническим началом не делают этого. В начале семнадцатой главы Арджуна интересуется теми, кто не следует священным писаниям, а поклоняется чему-то согласно своим представлениям. Кришна в ответ объясняет, что определенное сочетание гун природы, контролирующих ту или иную личность, будет внушать ему веру во что-то, приводить к определенному способу поклонения, давать вкус к определенной еде, видам жертвоприношений, благотворительности и аскез. В завершение главы Кришна объясняет значения слов ом тат сат и говорит, что любое жертвоприношение, аскеза или акт благотворительности в отрыве от преданного служения являются бесполезными как в этой, так и в следующей жизни. Поэтому каждый должен приступить к служению Господу и развить в себе сознание Кришны.

По сути, Бхагавад-гита заканчивается на семнадцатой главе. В восемнадцатой главе Кришна делает обзор всего сказанного ранее. В этой главе, как и во многих других местах Гиты, Кришна заключает, что человеку необходимо заняться преданным служением, развивая в себе сознание Кришны.

Поскольку Арджуна, отказываясь сражаться, боялся последствий греха убийства своих родственников, Кришна описал подлинное отречение и то, как уберечься от последствий грехов посредством: 1) отказа от результатов деятельности, 2) оставаясь верным наставлениям Сверхдуши и 3) поднося Господу результаты своего труда, которые человек получает, когда исполняет свой долг брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, согласно влиянию на него гун природы. (Каждый из этих трех аргументов вынуждает Арджуну сражаться.) Так человек может достичь самоосознания, уровня брахма-бхуты, и с этого уровня, отрешившись от всего материального, заняться чистым преданным служением.

Познать Кришну можно, только предавшись Ему в процессе преданного служения, и благодаря этому методу, свободному от кармы и гьяны, Арджуна будет свободен от греха. Находясь под покровительством Кришны, такой чистый преданный достигает Кришналоки. Кришна просит Арджуну предаться Ему, Верховному Господу, который находится в сердце каждого живого существа, и тем самым достичь умиротворения в