Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 80 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 80

стихах Арджуна подтвердит, что полностью принял все, о чем говорил Кришна, и попросит Кришну рассказать ему больше.

ТЕКСТЫ 12–13

Арджуна сказал: Ты Верховная Личность Бога, высшая обитель, чистейший, Абсолютная Истина. Ты вечная, божественная, изначальная личность, нерожденная и величайшая. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса, подтверждают эту истину, и теперь Ты Сам говоришь мне об этом.

Арджуна называет Кришну «чистейшим», павитрам парамам. Кто осознаёт Его таковым, сам очищается от скверны.

В следующих пяти стихах Арджуна просит Кришну рассказать ему больше о Своей славе.

ТЕКСТ 14

О Кришна, все, о чем Ты мне рассказал, я принимаю как истину. Ни полубоги, ни демоны, о Господь, не способны постичь Тебя.

Шрила Прабхупада говорит, что Арджуна учит нас настроению, в котором мы должны внимать словам Кришны.

Шрила Баладева Видьябхушана поясняет, почему Арджуна называет Кришну «Кешава». Ка относится к Господу Брахме, иша к Господу Шиве, а ва указывает на то, что Кришна привлекает Брахму и Шиву знанием о Нем, тем самым превращая этих великих полубогов в Своих преданных слуг. И если они не могут постичь Кришну самостоятельно, то что говорить о менее могущественных полубогах или демонах? Только Кришна обладает подлинным знанием о Себе, о чем Арджуна и скажет в следующем стихе.

ТЕКСТЫ 15–16

Воистину, только Ты, о Верховная Личность, источник всего сущего, властитель всех живых существ, Бог богов и повелитель вселенной, посредством Своей внутренней энергии знаешь Себя.

Пожалуйста, подробно расскажи о Своих божественных достояниях, которыми Ты пронизываешь все миры.

Будучи повелителем вселенной, Кришна защищает весь мир посредством Своих наставлений, изложенных, в частности, в Бхагавад-гите.

Сейчас Арджуна собирается попросить Кришну рассказать о Себе еще больше.

ТЕКСТ 17

О Кришна, о высший мистик, как мне научиться постоянно думать о Тебе и как постичь Тебя? В каких из Твоих многочисленных проявлений должен я помнить Тебя, о Верховная Личность Бога?

Арджуна просит, чтобы Кришна поведал о Своих достояниях, хотя Кришна уже сказал, что Он есть всё (ахам сарвасйа прабхава?х). Арджуна, однако, просит дать ему больше информации. Почему? Потому что он хочет думать о Кришне. Кришна рекомендовал ему это в конце шестой главы (мад-гатенaнтар-aтманa: «Всегда пребывай во Мне, думай обо Мне в своем сердце»), а также в последнем стихе девятой главы (ман-манa бхава мад-бхакто: «Всегда думай обо Мне и стань Моим преданным»).

В Гите, 10.7, Кришна сказал Арджуне, что вера в Его достояния очистит Арджуну и вдохновит его на чистое преданное служение. Вот почему Арджуна желает слушать все больше о Кришне от Самого Кришны.

Шрила Прабхупада утверждает, что Арджуна спрашивает о вездесущих достояниях Кришны ради блага обычных людей, которые считают более легким сосредоточивать ум на физических проявлениях, чем на духовной форме Кришны. Шрила Прабхупада пишет: «Возвышенный преданный не только сам стремится постичь Кришну, но и заботится о том, чтобы Его постигли все люди. Будучи, как и всякий вайшнав, необыкновенно милостивым, Арджуна хочет открыть людям знание о том, как Верховный Господь пребывает во всем сущем».

ТЕКСТ 18

О Джанардана, еще раз прошу Тебя, расскажи как можно подробнее о Твоем мистическом могуществе и богатствах. Я никогда не устану слушать о Тебе, ибо чем больше я слушаю, тем сильнее жажду наслаждаться нектаром Твоих слов.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит возможное возражение со стороны Кришны:

«Разве, говоря, что являюсь источником всего, Я не сказал тем самым, что все сущее является экспансиями Моих достояний? Не объяснил ли Я ранее и преданное служение, говоря, что мудрый человек, поняв эту науку, начинает поклоняться Мне?»

Арджуна отвечает на это, начиная со слова вистарена: «О Джанардана, сладким нектаром Своих наставлений Ты разжигаешь во мне жажду слушать. Таким образом, Ты побуждаешь меня просить рассказать больше. Разве могу я не просить об этом?»

Впитывая нектар наставлений Кришны, уши Арджуны приобрели способность ощущать вкус, как если бы они стали двумя языками.

Сейчас Кришна приступит к описанию Своих достояний и продолжит делать это до конца главы.

ТЕКСТ 19

Верховный Господь сказал: Хорошо, Я поведаю тебе о Своих блистательных проявлениях, но только о самых главных из них, о Арджуна, ибо величие Мое безгранично.

Кришна начинает Свое описание со слова ханта. Ханта является формой ласкового обращения. Кришна настолько доволен просьбой Арджуны, что отвечает на нее словами «О ханта (то есть „О да!“), Я поведаю тебе о Своих достояниях». Кришна объяснит, как мы можем помнить о Нем, созерцая яркие явления и личности этого мира, но вначале Он подчеркнет, что является Сверхдушой в сердце каждого.

ТЕКСТ 20

О Арджуна, Я Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого живого существа. Я начало, середина и конец всего сущего.

В последующих двадцати стихах Кришна перечислит различные объекты и группы живых существ, указав, что Сам является их сутью или главным в каждой группе.

ТЕКСТ 21

Из Адитьев Я Вишну, среди светил – лучезарное Солнце, из Марутов Я Маричи, а среди звезд Я Луна.

ТЕКСТ 22

Из Вед Я «Сама-веда», среди полубогов Я царь небес Индра, из чувств Я ум, а в живых существах Я жизненная сила [сознание].

Поскольку из всех чувств труднее всего поддается контролю именно ум, его следует считать превосходящим все остальные чувства. Вот почему ум – это своего рода проявление Кришны.

ТЕКСТ 23

Из Рудр Я Господь Шива, среди якшей и ракшасов Я хранитель сокровищ [Кувера], из Васу Я огонь [Агни], а среди гор Я гора Меру.

ТЕКСТ 24

Знай же, О Арджуна, что среди жрецов Я главный жрец, Брихаспати. Среди военачальников Я Карттикея, а среди водоемов – океан.

Океан настолько велик, что никогда не выходит из берегов, сколько бы речной или дождевой воды ни попадало в него. Более того, он не уменьшается в размерах и тогда, когда вода с его поверхности

Навигация:

Страница 82
Страница 81
-- Страница 80 --
Страница 79
Страница 78