Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 81 ------

Бхуриджан дас - Самое сокровенное знание - Страница 81

испаряется.

ТЕКСТ 25

Из великих мудрецов Я Бхригу, а среди звуков Я трансцендентный звук ом. Из жертвоприношений Я повторение святых имен [джапа], а из недвижимого – Гималайские горы.

Джапа является самой простой формой жертвоприношения. Йаджнaнaм джапа-йаджно ’сми: «Из жертвоприношений Я повторение святых имен», – говорит Кришна.

В комментарии Шрила Прабхупада поясняет: «…из всех жертвоприношений чистейшим олицетворением Кришны является повторение мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».

ТЕКСТ 26

Из деревьев Я баньян, а из мудрецов среди полубогов – Нарада. Из гандхарвов Я Читраратха, а среди совершенных живых существ Я мудрец Капила.

Слово нaра можно перевести и как «человечество», и как «духовный»; да значит «давать, или награждать». Нарада, чьи ученики живут по всей вселенной, дает Бога всем.

Читраратха был другом Арджуны, он обучил Арджуну пению.

ТЕКСТ 27

Среди скакунов Я Уччайхшрава, появившийся на свет во время пахтанья океана. Среди могучих слонов Я Айравата, а среди людей – царь.

ТЕКСТЫ 28–29

Из оружия Я молния, среди коров Я сурабхи. Из причин появления потомства Я Кандарпа, бог любви, а среди змеев Я Васуки. Среди многоглавых нагов Я Ананта, а среди обитателей вод – полубог Варуна.

Среди предков Я Арьяма, а среди вершащих правосудие – Яма, повелитель смерти.

Сарпы, о которых идет речь в двадцать восьмом стихе, – это змеи с одной головой. А наги, упомянутые в данном стихе, – это многоголовые змеи.

ТЕКСТ 30

Среди демонов Дайтьев Я праведный Прахлада, из разрушительных сил Я время, среди зверей Я лев, а среди птиц – Гаруда.

Как говорит Кришна в стихе 11.32, время является величайшим разрушителем мира. Под влиянием времени в этом мире все творится, поддерживается и разрушается.

ТЕКСТ 31

Из очистительных сил Я ветер, из носящих оружие – Рама, среди рыб Я акула, а среди полноводных рек – Ганга.

Шрила Баладева Видьябхушана поясняет, что имя Рама в данном случае относится к Парашураме, так как сейчас Кришна перечисляет свои вибхути, Свои достояния, а не воплощения. Парашурама – это живое существо, уполномоченное (шактй-aвеша) применять различные виды оружия.

ТЕКСТ 32

Я начало, конец и середина всего сотворенного, о Арджуна. Из всех видов знания Я божественное знание о душе, а для логиков Я довод, приводящий к истине.

В стихе 10.20 Кришна уже сказал, что Он является началом, серединой и концом всех существ. Шрила Баладева Видьябхушана говорит, что в том стихе Кришна подразумевает всех существ, наделенных сознанием. Однако здесь Кришна говорит, что Он также начало, середина и конец всего того, что не наделено сознанием.

Ньяя, логика, учит различным способам приходить к выводу: витанда, вада, джалпа.

Кришна говорит: «Я вада, естественный вывод». Вада – это честный, основанный на договоренностях диспут, в котором отсутствуют попытки просто опрокинуть противника. Витанда – это жонглирование словами, когда противники любыми средствами хотят уничтожить друг друга. При этом они не приводят никаких аргументов в защиту своей точки зрения.

Джалпа – это бессмысленная игра словами с целью сбить с толку оппонента, нечестные аргументы. Витанда и джалпа являются формами спора, при котором главной целью является победа, а не выяснение истины.

ТЕКСТ 33

Из букв Я буква «а», а из сложных существительных – двучленное. Я же вечное время, а из творцов Я Брахма.

ТЕКСТ 34

Я всепоглощающая смерть и созидательное начало всего, чему суждено появиться на свет. Из женщин Я Слава, Удача, Красноречие, Память, Разум, Целеустремленность и Терпение[2 - Женские качества, олицетворяемые богинями, имеющими соответствующие имена: Кирти, Шри и т. д. (Прим. редактора.)].

Смерть описывается здесь как сарва-хара?х, всепожирающая, так как она уносит прочь всё, включая наши воспоминания. Многие санскритские термины, указывающие на качества, принадлежат женскому роду, и среди них семь качеств, перечисленных в этом стихе, представляют Кришну. Но мужчины также могут обладать этими качествами. Шрила Прабхупада комментирует: «Семь перечисленных в этом стихе достоинств – слава, удача, красноречие, память, разум, целеустремленность и терпение – имеют женское начало. Обладание всеми ими или некоторыми из них делает человека добродетельным и приносит ему славу».

ТЕКСТ 35

Из гимнов «Сама-веды» Я «Брихат-сама», а из стихотворных форм – гаятри. Из всех месяцев Я маргаширша [ноябрь-декабрь], а из времен года – цветущая весна.

ТЕКСТ 36

Из всех видов мошенничества Я азартная игра. Я блеск всего, что поражает великолепием. Я победа, Я приключение и сила сильных.

Кришна придает определенным объектам яркость, и потому мы видим их святящимися.

ТЕКСТЫ 37–38

Из потомков Вришни Я Вaсудева, а из Пандавов – Арджуна. Среди мудрецов Я Вьяса, а среди великихмыслителей – Ушана. Из всех средств подавления беззакония Я кара. В тех, кто стремится к победе, Я нравственная чистота. Я безмолвие тайны и мудрость мудрых.

ТЕКСТ 39

Кроме того, о Арджуна, Я семя жизни. Ни одно сотворенное существо, движущееся или неподвижное, не может существовать без Меня.

Кришна демонстрирует, как именно мы можем видеть Его повсюду. Без Кришны ничего не может быть, ничто и никто – будь то движущееся или неподвижное. Когда бы и что бы мы ни наблюдали вокруг себя, мы можем помнить: «Существование этого человека, этого дерева, этого здания, этой вселенной зиждется на Кришне. Ничто не существует без Него».

Произнеся этот стих, который позволит нам ощутить присутствие Кришны повсюду, Кришна в следующем стихе подводит итог десятой главе.

ТЕКСТЫ 40–41

О могучий покоритель врагов, Моим божественным проявлениям нет конца. Я привел тебе только некоторые примеры Моих бесчисленных достояний. Пойми же, что все величественное, прекрасное и славное в этом мире порождено лишь искрой Моего великолепия.

Все, что кажется нам величественным, красивым, известным или сильным, необходимо считать лишь частицей сияния

Навигация:

Страница 83
Страница 82
-- Страница 81 --
Страница 80
Страница 79