имя.
Нагария-гхат
Господь Чайтанья со школьными друзьями бегал сюда купаться после уроков, когда шел домой из школы Пандита Гангадаса. Когда Он видел смарта-брахманов, совершавших свои ритуалы в водах священной реки, Он скрывался под водой, незамеченным подплывал к ним и дергал одного из них за ноги. Когда другие видели, что брахман потерял равновесие, начиналась паника — всем казалось, что его схватил крокодил.
Господь брызгал на брахманов водой, таскал еду, которую они предлагали Божеству, иногда забирался кому-нибудь на плечи, в шутку объявляя Себя Шивой, после чего прыгал в воду. Иногда Он мог стащить чью-нибудь «Бхагавад-гиту» или Шива- лингам или перепутать одежду купающихся мужчин и женщин. Так Господь наслаждался в водах Ганги возле этого гхата.
В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается:
«Иногда Господь шел с товарищами купаться на берег Ганги. Соседские девочки приходили туда же поклоняться полубогам.
Искупавшись в Ганге, девочки совершали обряды поклонения. Тут обычно появлялся юный Господь и усаживался среди них. Обращаясь к девушкам, Господь говорил: .
— Поклоняйтесь Мне, и Я дам вам хороших мужей и благословлю вас. Ганга и богиня Дурга — Мои служанки. Что говорить о других полубогах, когда даже Господь Шива — Мой слуга?
Несмотря на протесты девушек, Господь отбирал у них сандаловую пасту и наносил ее на Свое тело, надевал Себе на шею их гирлянды, отнимал и съедал все их подношения из сладостей, риса и бананов. Девушки сердились на Господа.
— Дорогой Нимай, — говорили они, — мы живем в одной деревне, и Ты для нас как родной брат. Поэтому не подобает Тебе так Себя вести. Не смей брать у нас атрибуты поклонения полубогам и перестань проказничать.
Господь отвечал:
— Дорогие сестры, Я благословляю вас, чтобы у всех вас были красивые мужья. Ваши мужья будут учены, умны и молоды, и у них будет вдоволь денег и риса. К тому же у каждой из вас родится по семь сыновей, которые будут благословлены долгой жизнью и могучим разумом.
Слыша благословение Шри Чайтаньи Махапрабху, девочки радовались, но не подавали виду, а, как и полагается девочкам, упрекали Господа, напуская на себя притворный гнев. Некоторые ЗР
из них пытались убежать, и тогда Господь обращался к ним с такими словами:
— А будете жадничать, каждая из вас получит в мужья старика, уже имеющего, как минимум, четыре жены.
Услышав это шутливое проклятие Господа Чайтаньи, девочки пугались, подумав, что Он может обладать каким- то секретом или силой, полученной от полубогов, и что Его проклятие может исполниться. Поэтому они возвращались и отдавали Господу свои подношения. Отведав их подношения, Господь давал им благословения, которых они желали.
Когда люди узнали о шалостях Господа, это не вызвало у них никакого недовольства. Напротив, все почувствовали счастье, узнав о Его проказах».
Ганганагара-гхат
Это место, как и другие гхаты, ничем не отмечено. Сейчас на этом месте поле, хотя, согласно другому мнению, Ганганагара- гхат сейчас скрыт водами Ганги.
Неподалеку от этого гхата располагались дома Пандита Гангадаса и Санджаи даса, и Господь Чайтанья часто приходил сюда.
В «Шри Навадвипа-дхама-махатмье» рассказывается следующая история, связанная с этим местом.
Царь Бхагиратха из династии Рагху вел за собой Гангу- деви к месту упокоения своих предков, чтобы очистить их от последствий оскорбления, нанесенного Господу Капиладеве. Но, дойдя до этого места, Ганга-деви остановилась. Царь вернулся и увидел, что олицетворенная Ганга сидит, погрузившись в медитацию. Царь сел неподалеку и последовал ее примеру. Через какое-то время она сказала Бхагиратхе:
— О Бхагиратха, мои воды стекают с лотосных стоп Верховного Господа, и здесь, в Его святой обители, я хочу, чтобы мои желания исполнились. В Пхалгуна-пурниму, день явления Господа, мой обет будет завершен, и тогда я вновь пойду за тобой.
Господь Нитьянанда сказал: «Тот, кто в день Пхалгуна Пурнимы держит пост, омывается в этом месте в Ганге и поклоняется Гауранге Махапрабху, пересечет океан материального мира вместе со своими предками».
Симантадвипа (шраванам)
Храм Симантини Деви
В этом небольшом деревенском храме поклоняются Дурге в образе Симантини Деви. В отличие от других Божеств старой Навадипы, Симантини Деви не переменила «место жительства», поскольку эта территория — единственная, которую не затронуло сильное изменение русла Ганги, произошедшее 100 лет спустя после ухода Чайтаньи Махапрабху.
Недавно местные преданные пристроили к храму навес для паломников. На Гаура-пурниму здесь проводится круглосуточный киртан.
История Симантини Деви
Эта история приводится в «Шри Навадвипа-дхама- махатмье».
Однажды на Кайласе, Господь Шива повторял имена Гауранги, а потом начал в экстазе танцевать. Парвати Деви спросила его: «Что за мантру ты повторяешь?» Шива ответил: «Я пою имя Гауранги. Это особое воплощение Господа, которое раздает чистую любовь к Кришне». Парвати тоже захотела получить эту любовь, и Шива посоветовал ей отправиться в Навадвипу.
Придя в это место, Парвати Деви начала повторять имя Гауранги. Через некоторое время Господь явился перед ней в образе Чайтаньи Махапрабху.
Его тело было золотого цвета, а на шее висела гирлянда из лесных цветов, которая касалась Его лотосных стоп. Одежды Господа были мокры от слез — Он плакал от любви к Кришне.
Руки Его достигали колен. У Него были подобные лотосам большие глаза, а Сам Он очаровательно улыбался. Он был прекрасен.
Увидев Его, Парвати принесла Ему поклоны. Она хотела вознести молитвы, но