Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 56 ------

Виджитатма пр, Ведаприя м - Навадвипа-дхама - Страница 56

о землю в Чакра-тиртхе, в лесу Наимишаранья. Он пробил земную оболочку и устремился вниз, к океану Гарбходака. Мудрецы обеспокоились, что, ударившись о воду, он поднимет волны, которые произведут опустошение во вселенной, и попросили о помощи Дургу — богиню материальной природы. Та смогла предотвратить катастрофу.

Колодец, образовавшийся на месте падения диска, не имеет дна. Все попытки исследовать его глубину оканчивались неудачей.

Мудрецы же, довольные исходом, приступили к жертвоприношению, которое продолжалось несколько тысяч лет. Говорят, что они до сих пор незримо присутствуют в этом месте. На этом великом собрании были рассказаны Пураны и самая удивительная из них — «Шримад-Бхагаватам».

В древности в этом месте, вероятно существовал храм

— южноиндийские поэты-алъвары упоминают имя Божества, которому здесь поклонялись. Его звали Девараджа, а Его супругу

— Харилакшми или Пундарикавалли. Это место почитается как сваям-въякта-кшетра (самопроявленная обитель Господа) и тапована — священный лес, где живут великие мудрецы- аскеты. С древних времен здесь существует интересный обычай «врикша-даны» — паломник сажает дерево и просит кого-то из местных брахманов присматривать за ним (разумеется, дав брахману достойное пожертвование).

В Наимишаранье находится знаменитый храм Вишварупа- анджанеи (Ханумана).

Но, прежде всего, это место прославилось тем, что здесь был рассказан «Шримад-Бхагаватам». Поэтому здесь до наших дней действуют храмы Вьясадевы и Шукадевы Госвами.

Наймишаранья в Навадвипе

Подобно тому, как Наймишаранья в Уттар-прадеш считается осью материальной вселенной, Наймишаранья в Навадвипе

— ее духовная ось. Мудрецы, незримо присутствующие здесь, всегда поглощены слушанием историй о Господе Чайтанье. В «Навадвипа-дхама-махатмье» говорится, что если кто-то во время месяца Карттика прочитает здесь Пураны, он освободится от всех несчастий, погрузится в игры Гауранги и легко достигнет Вриндавана.

Бхактивинода Тхакур молится: «Там, на берегу Гомати, в Наимишаранье, риши слушают ’Таура-Бхагаватам”. Чтобы быстро прибыть сюда и услышать повествование о Гауранге, Господь Шива оседлал лебедя Брахмы, Шри Хамса-вахаиу. Придет ли время, когда я, бродя по лесу, увижу собрание, слушающее ”Гаура-Пурану”? В день экадаши священного месяца Карттика, на берегу Гомати я услышу истории о Шри Чайтанье. Когда же явят мне свою милость риши, слушающие Шаунаку, и возложат пыль со своих стоп мне на голову? Я

воздену руки к небу и воскликну: ”0, обитатели Навадвипы, пейте с благословением нектар Гауранга-лилы в этом лесу!”» («Навадвипа-бхава-таранга»).

Брахма-пушкара

Это маленькое, живописное озеро, немного в стороне от дороги, возле красивой бамбуковой рощи, — на самом деле, проявление одного из самых известных мест паломничества Индии — Пушкара-тиртхи.

Пушкара в Раджастхане

Пушкара-саровара (на самом деле, это три озера) находится в десяти километрах от Аджмера. Просто посмотрев на ее воды, человек обретает то же благо, что и от совершения ашвамедха- ягъи.

В «Падма-пуране» рассказывается история озер Брахма- пушкары. Некогда Брахма хотел выбрать себе место на Земле, и бросил наугад три лепестка лотоса. От них в земле образовались три углубления. Они наполнились водой из небесной Пушкара- тиртхи. Брахма, Вишну и Шива поселились на берегах этих озер. Их называют Джьештха-пушкара, Мадхья-пушкара и Каништха (Будха)-пушкара. В «Махабхарате» Пуластья Муни говорит, что человек, пришедший сюда, станет столь же возвышен, как и Брахма, а одной мысли об этом месте достаточно, чтобы смыть все грехи.

Мудрецы, услышав о благословениях, которыми Брахма наделил это место, испугались, что люди, прельстившись легким путем обретения благочестия, забудут о религиозных обязанностях, и на Земле воцарится безбожие. Брахма, вняв их просьбам, объявил, что благословение его будет действовать лишь в последние пять дней Карттики (Бхишма-панчаку). По сей день в это время на Брахма-пушкаре собираются сотни тысяч паломников.

В «Падма-пуране» (Сришти-кханда, глава 17) рассказывается такая история. Однажды Брахма, задумав провести жертвоприношение, выбрал местом для этого Пушкару. Ведические правила таковы, что ягью нельзя проводить без жены. Но Сарасвати, жена Брахмы, опоздала к началу церемонии, и, чтобы не упустить благоприятный момент, полубоги выбрали

ему новую жену. Индра подыскал девушку из семьи пастухов и, проведя все необходимые очистительные ритуалы, мудрецы выдали ее за Брахму. Имя девушки было Гаятри. Сарасвати же, прибыв на арену жертвоприношения и увидев соперницу, прокляла Брахму, сказав, что никто и нигде на свете не будет ему поклоняться. Единственным местом, где это проклятье не действует стала Пушкара-тиртха.

Пушкара в Навадвипе

Бхактивинода Тхакур рассказываете «Навадвипа-махатмье» следующую историю.

В Сатья-югу один брахман по имени Дивадас оставил семью и отправился в паломничество. Он хотел увидеть Пушкара-тиртху, но проходя через Навадвипу, увидел сон, что, оставшись здесь на некоторое время, он обретет великое сокровище. Брахман построил небольшую хижину и жил в ней много-много лет, пока не состарился. Когда он понял, что у него уже нет сил куда-либо идти, он заплакал: «Теперь я никогда не увижу Пушкару!»

— Не плачь. Перед тобой прекрасный пруд. Прими в нем омовение, и ты увидишь Пушкару.

Брахман омылся в пруду и обрел трансцендентное видение. Увидев олицетворение Пушкары, он заплакал снова:

— Я доставил тебе столько беспокойств!

— О удачливый брахман, — ответил Пушкара, — Мне не нужно было далеко ходить — я всегда нахожусь здесь. Навадвипа

— воплощение всех святых мест, которые приходят сюда, чтобы служить ей. Я проявил себя на западе, но сам я всегда остаюсь здесь. И результат омовения здесь в сто раз превышает результат омовения там.

На самом деле,

Навигация:

Страница 58
Страница 57
-- Страница 56 --
Страница 55
Страница 54