Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 89 ------

Виджитатма пр, Ведаприя м - Навадвипа-дхама - Страница 89

котором началась эта династия, правил округом Танджор и большое внимание уделял развитию искусства, музыки, архитектуры и скульптуры. Однажды задумав построить большой храм, он пригласил с севера Индии несколько семей стхапати (скульпторов). Строительство храма продолжалось тридцать лет, и по сей день он остается одним из крупнейших храмов в мире: его огромная башня была высечена

*?2833^

из цельного камня весом 80 тонн. Когда храм был завершен, строители остались в Тамил-Наду, и по сей день они живут в деревне Свамималаи, откуда и пошли родом Девасенапати и его сыновья.

Однако непосредственному изготовлению Божеств также предшествовала большая и кропотливая работа. Бхарата Махараджа, преданный из Австралии, сыгравший очень важную роль в создании Божеств, досконально изучил шилпа-шастры

— тексты, в которых описываются традиции изготовления мурти, а также приводятся все необходимые пропорции. Работая с ними, он, однако, столкнулся с большой проблемой: поклонение Панча-таттве берет начало в бенгальской традиции, поэтому не существует писаний, в которых бы рассказывалось о нем. Бхарата Махараджа обратился к традициям Южной Индии и немного изменил пропорции, согласовав их с письменными свидетельствами об играх Панча-таттвы в Навадвипе 500 лет назад и другой бенгальской литературой того же времени. Ему предстояло рассчитать пропорции Панча-таттвы согласно правилам Шилпа-шастры. Это было не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Сложнее было, например, установить Их высоту.

К концу 1997 года Комитет по развитию Маяпурского проекта принял решение взять за основу для изготовления Божеств рисунки, предоставленные преданным по имени Чайтанья Чандра дас, который в то время работал в лондонском отделении Комитета. Была организована встреча, на которой преданные обсудили позы будущей Панча-таттвы, и Чайтанья Чандра сделал несколько набросков. Затем, при помощи Милана Багха, специалиста по глиняной скульптуре из Кришнанагара (Бенгалия) были изготовлены глиняные «образцы» Божеств. Хотя обычно искусство изготовления Божеств передается из поколения в поколение, Багх был первым мастером подобного рода в своей семье и потому не имел собственных устоявшихся представлений о том, каков должен быть результат. Как следствие, он очень легко воспринял те идеи, которые подсказал ему Бхарата Махараджа.

А у Бхараты Махараджа, после изучения Шилпа-шастр и работы с набросками и глиняными моделями, наконец-то сложилось четкое представление о том, как должны выглядеть

Божества. Он работал под непосредственным руководством Джананивасы Прабху, который, хорошо зная настроение и личные характеристики каждого из членов Панча-таттвы, дал ему немало ценных наставлений. Под его наблюдением Бхарата Махараджа изготавливал из глины отдельные части Их тел, которые впоследствии послужили образцом при окончательной отливке.

К концу 2001 года двое преданных из Маяпура, проживших в нем почти все время его существования и принимавших активное участие в реализации Маяпурского проекта, — Ганга дас и Бхагаватамрита дас — решили посодействовать скорейшему развитию событий. По их словам, они были готовы сесть на мотоциклы и тог же час отправляться в Южную Индию, чтобы изготовление Божеств, наконец-то началось. Отправились на юг они, однако, не сразу, а немного позже, но их поездка увенчалась успехом. Мастер Девасенапати Стхапати разрешил своему сыну Радхакришне отправиться в Маяпур, где тот обсудил проект с руководящей группой, а также продемонстрировал ей образцы своих работ.

Девасенапати Стхапати был уже стар, и здоровье его оставляло желать лучшего, поэтому вся работа легла на плечи его сыновей. Вначале были изготовлены модели из фибергласса, которые послали на юг, на одобрение Девасенапати. Как только мастер увидел их, в его сердце тотчас проснулось желание поехать в Маяпур. Он одобрил модели, сказав, что они изготовлены в точном соответствии с южноиндийской традицией, которой придерживался и он сам. Он дал добро на начало работ:

— Отнеситесь к этому заказу со всей тщательностью. Это

— особый проект.

Перед началом работы мастер поставил Джананивасе Прабху особое условие — на Божествах должна быть выгравирована оделсда. Этой традиции придерживались все его предки и, по словам стхапати, если он нарушит ее, то будет проклят всеми тремястами поколениями своих предков. Джананиваса Прабху согласился.

Бхарата Махараджа отправился в Южную Индию, чтобы лично наблюдать за каждым этапом работ.

Подготовка к отливке началась. Мастерская, в которой собирались работать Радхакришна и Шриканда, была больше похожа на храм. Перед началом отливки провели специальную пуджу. Два брата, вместе со своими женами, пригласили в мастерскую брахманов, которые провели огненное жертвоприношение и дали свои благословения на то, чтобы работа протекала гладко. Затем провели го-пуджу (поклонение корове), туласи-пуджу (поклонение священному дереву туласи) и агни-пуджу (поклонение богу огня, поскольку процесс отливки происходит под его руководством). Все время отливки шел непрерывный киртан, в котором участвовали от 60 до 100 преданных. Господа Чайтанью отлили первого апреля 2003 года, затем был отлит Нитьянанда, затем — Гададхара, Адвайта Ачарья и, наконец, Шриваса. Время начала каждого этапа отливки было рассчитано в точном соответствии с древними астрологическими трактатами.

В день, когда должны были отливать Гададхару, случилось непредвиденное — пошел проливной дождь. Поскольку работа происходила под открытым небом, это могло кончится катастрофой — каждая капля, упавшая в расплавленный металл, могла произвести некоторое подобие взрыва, от которого пострадали бы все, кто стоит поблизости. Радхакришна сказал Джананивасу, что работу, похоже, придется перенести на другой день. Но... Джананиваса рассчитывал на милость

Навигация:

Страница 91
Страница 90
-- Страница 89 --
Страница 88
Страница 87