Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 2 - Страница 18

урочный час, снова рождение. Зная об этом, оставь печаль и просто выполняй свой долг, поскольку тебе не изменить хода времени, которое является высшей причиной смерти каждого.

Арджуна задумался. Понять бытие души непросто. То, что она бессмертна и нерушима, не вызывало сомнений, но все же ее истинная природа оставалась тайной.

Кришна молвил:

— Те, кто познал душу, считают ее удивительной. Веды также восхищаются ей. И даже те, кто услышал обо всех качествах души, не могут постичь ее. О потомок Бхараты, духовное «я» невозможно уничтожить, поэтому не скорби о родственниках.

Затем Кришна повел разговор о страхе Арджуны перед убийством старших:

— Ты кшатрий, о Савьясачи, и твоя первейшая обязанность — сражаться в соответствии с религиозными принципами. Сомнениям здесь не место. Такие действия откроют тебе дорогу в рай. А если ты откажешься от битвы, то пренебрежешь долгом и утратишь свое доброе имя. Тебя будут презирать, а для уважаемого человека бесчестие хуже смерти. Никто не поверит, что ты отказался от битвы из сострадания. Люди решат, что ты испугался, и потеряют к тебе уважение. Что может быть болезненнее этого?

Скрепя сердце, слушал Арджуна о высокой репутации и долге воина. Мысль о греховном поступке мучила его, но потеря собственного достоинства в глазах других казалась ему невыносимой пыткой.

Кришна продолжал:

— О Партха, у этой битвы только два исхода: либо ты падешь от руки врага и поднимешься на небеса, либо одолеешь противников и завоюешь землю. Поэтому сражайся с решимостью. Таково и Мое желание. О герой, сражайся из чувства долга и не думай о счастье или несчастье, потере или приобретении, победе или поражении. Действуя так, ты не навлечешь на себя греха.

Разум Арджуны просветлялся по мере того, как он слушал наставления Господа. Кришна развеял все его прежние сомнения, заявив, что в действительности отказ от сражения есть грех.

— Я рассказал тебе о природе души, о благородный. Услышь же теперь о бескорыстной деятельности, которая не влечет за собой последствий. Это верный путь к освобождению. Ступив на него однажды, ты больше никогда не опустишься в колодец материальной жизни. Те, кто выбрал эту дорогу, желают лишь одного — служить Всевышнему, и они твердо следуют своему религиозному долгу. Те же, кто ищет мирского счастья, беспрестанно тонут в пучине бессчетных страстей.

Кришна продолжал давать наставления:

— Лишь неразумные прельщаются разделами Вед, в которых говорится о материальном счастье. Они считают, что смысл жизни заключается в погоне за чувственными удовольствиями, богатством и властью. Жажда наслаждений сбивает их с толку, и они не могут погрузить свой ум в практику йоги. Не позволяй соблазнам этого мира отвлекать тебя, о Партха. Освободись от всех проявлений двойственности, счастья и страдания. Утвердись в истинном «я» и перестань беспокоиться о приобретениях и безопасности.

Арджуна понял, что его недавние рассуждения были направлены лишь на материальное благополучие. Цитируя Веды, он не понимал их подлинного смысла. Оказывается, существовали еще более высокие принципы и истины. Совершенный знаток писаний продолжал говорить о них:

— Веды указывают нам, как достичь материального счастья, о Пхалгуни, но за всеми их наставлениями скрывается высшая цель. Тот, кто ее знает, может одновременно удовлетворить все свои желания, подобно человеку, который не имеет нужды в крохотных колодцах и заводях, как только выйдет к берегу полноводной реки. Высшая цель жизни достижима, если действовать бескорыстно, должным образом выполняя свои обязанности. Так ты утвердишься в йоге, не привязываясь ни к успеху, ни к поражению. Тогда грех не коснется тебя, и даже прошлые последствия твоих поступков будут уничтожены. Таким образом, ты станешь достоин вернуться в обитель Бога и навеки избавишься от круговорота рождения и смерти. Когда цветистые слова Вед о материальных удовольствиях перестанут смущать твой ум, когда ты обретешь полное удовлетворение в себе самом, тогда ты укрепишься в божественном сознании, которое приведет тебя к вечному освобождению.

Арджуна спросил:

— Как можно распознать человека, обладающего божественным сознанием?

Господь отвечал:

— Такой человек не прельщается чувственными наслаждениями, о сын царя небес. Он всегда полон сам в себе. Его не трогают ни радости, ни беды. Привязанности, страх, гнев чужды ему, и он всегда находится вне двойственности этого мира. Его чувства обузданы, даже если он порой и испытывает желания. Он сосредоточен на Всевышнем и всегда умиротворен. Он не привлекается объектами чувств, которые могут утянуть в сторону ум даже опытного йога, и так он остается чист от материальной скверны. Подобное самообладание позволяет его разуму быть светлым и спокойным. О Арджуна, не знает покоя тот, чьи чувства не обузданы. Как может он испытывать счастье?

Арджуна задумался. С одной стороны, Кришна советует практиковать йогу и обуздывать чувства, оберегая свой покой, а с другой — велит ему сражаться. Разве одно не противоречит другому?

— О Кешава, почему Ты вовлекаешь меня в эту ужасную войну, если полагаешь, что йога и отречение лучше? Ведь, чтобы сражаться, я должен желать победы. Меня сбивают с толку Твои наставления. Пожалуйста, скажи ясно, что будет лучшим для меня?

— О безгрешный друг, к освобождению ведут два пути: один предполагает отречение и обретение знаний, а другой — деятельность без материальных

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16