Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 139 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 139

— Буддхиманта, Чару, Хари-шаури и Курма — устремилась через НННнн

улларборские Равнины в Перт. Перед ними лежал тяжелый путь в две с половиной тысячи километров по проселочным дорогам.

* * *

В октябре 1973 года в брисбенском храме жило больше 20 преданных. Храмом управлял Чару, но не так давно он отправился в путешествие с группой санкиртаны, полностью возложив обязанности управляющего на Пурушоттама даса, молодого харизматического американца из Гонолулу.

В один прекрасный день Пурушоттама получил письмо с Гавайских островов, в котором говорилось, что его прежний духовный наставник, Сиддха-Сварупа Госвами покинул ИСККОН и приглашает некоторых из его старых последователей присоединиться к нему.

Сиддха-Сварупа, незадолго до того принявший санньясу от Шрилы Прабхупады, раньше был самозваным гуру, именовавшим себя «Саи», на Гаваях у него было много учеников. Соприкоснувшись с Сознанием Кришны он попытался предаться Шриле Прабхупаде и просил своих учеников последовать его примеру.

Он приезжал в Новую Зеландию во время последнего визита Шрилы Прабхупады, и никто не заметил в нем ничего необычного. Но теперь Сиддха-Сварупа открыто выражал свое недовольство управлением ИСККОН.

Шрила Прабхупада намекал на возможность такого раскола год назад в письме Мадхудвише:

Недавно я послал письмо с ответом на вопрос Тушта-Кришны о Сиддха-Сварупе, а именно, является ли Сиддха-Сварупа чистым преданным. И речи нет о том, чтобы Сиддха-Сварупа был единственным чистым преданным, а из остальных никто не являлся бы чистым преданным. Мои ученики, как только они предаются Кришне, все становятся настоящими чистыми преданными… Это должно быть разъяснено всем, иначе в наших рядах может произойти раскол.

Прабхупада, однако, предостерегает Мадхудвишу от резких шагов.

Постарайся держать всю ситуацию в рамках стандарта. Но если Сиддха-Сварупа и его последователи живут отдельно и не причиняют беспокойств, то я не возражаю, пока между их лагерем и вами не возникает противоречий или недобрых чувств. Вы можете начать программу воссоединения обоих лагерей, послав туда на помощь несколько наших сильных людей.

В основе противоречия лежал вопрос о тактике распространения книг. Сиддха-Сварупа считал, что преданные чересчур жестко подходят к этому делу, и такие их методы могут отпугнуть людей от ИСККОН. Действительно, были примеры того, как преданные позволяли себе слишком много, продавая книги Прабхупады. Но было ясно и то, что Шрила Прабхупада никому не давал права делать что угодно, прикрываясь тем, что это для Кришны. Проповедь требовала опыта, не только в том, как побудить человека взять книгу, но и в том, как оставить у него правильное мнение о преданных.

Те, кто протестовали против широкого распространения книг, говорили, что это доставляет людям беспокойства. Распространители возражали на это, что люди и так уже возбуждены своим умом и чувствами, изнурены работой, замучены правительством и личными взаимоотношениями. Нет ничего удивительного, что иногда какой-нибудь невинный преданный вызывает у них беспокойство.

Дискуссию вызывали также тактические приемы, применяемые распространителями при продаже книг. Распространители говорили, например, что они студенты, что они помогают избавлять молодежь от наркотиков или что эти книги рассказывают о том, как разрешить проблемы современности. Ни одно из этих утверждений не было ложным, но упор на них иногда бывал чрезмерным.

Зрелые преданные спсообны были говорить о книгах более прямо, но неопытные распространители порой раздражали собеседников своим чрезмерным рвением. Аргументы подавались с обеих сторон. Распространители книг были убеждены, что неотложность распространения книг нельзя преуменьшать, их оппоненты возражали, что несдержанные методы распространения книг сдерживают проповедь и в конце концов приводят к обратным результатам.

Письмо Шрилы Прабхупады к Бали-мардане прояснило обстановку:

Настоящая проповедь — это продажа книг. Вы должны научиться продавать книги, не раздражая людей. Что может сделать ваша трехминутная лекция? Но если человек прочитает хотя бы страницу, его жизнь может измениться. Однако мы не хотим никого раздражать. Если из-за вашей агрессивной тактики он уходит, то это ваша вина и ваш провал. Ни вам не удалось продать книгу, ни ему не удалось остаться. Но если человек покупает книгу — это действительно успешная проповедь.

Позиция Прабхупады была предельно ясной: книги надо продавать, но очень искусно. И на случай каких бы то ни было сомнений Прабхупада снова повторял, что распространение книг — это лучший вид проповеди: «Успех вашей проповеди можно оценить по тому, сколько книг продано». Прабхупада также писал: «Искусство состоит в том, чтобы продавать много-много книг, и никого при этом не беспокоить».

* * *

Пурушоттама не только разделял взгляды Сиддха-Сварупы на распространение книг, но и испытывал серьезные трудности в собственной духовной жизни. Хуже всего было то, что он принялся проповедовать свою собственную философию преданным, которые находились под его опекой. Он заявлял, что одежда преданных, равно как и бритая голова, и тилака особого значения не имеют. «Все это внешнее, — говорил он. — По-настоящему ценно только ваше внутреннее состояние». Закономерным следствием этого стало то, что Пурушоттама прекратил исполнять основные заповеди и перестал побуждать тех, кто находился под его защитой, принимать участие