Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 151 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 151

всю свою силу и выдержку, чтобы продолжать массаж.

Сорок минут Сатсварупа массировал Шрилу Прабхупаду — его голову, спину, грудь, затем руки, кисти, ноги и стопы. Когда он заканчивал, Прабхупада протягивал правую руку, и Сатсварупа капал в нее горчичного масла, а Прабхупада окунал в него пальцы и массировал себе ноздри изнутри. Затем он вставал и шел принимать омовение.

Сейчас Сатсварупе было уже гораздо легче, чем в Европе. А вот искусству приготовления пищи ему еще предстояло учиться и учиться, и он был очень рад, когда Дипак вызвался нести это служение во время пребывания Прабхупады в Мельбурне. Но сегодня Дипак, обычно искусный в стряпне, был явно не в форме. Волнуясь, он уронил масло на пол, сбил с печки чапати и не уследил за молоком, отвлекшись на Прабхупаду, стоявшего с обнаженным после купания торсом в дверях кухни и с улыбкой наблюдавшего за тем, как Дипак пытается приготовить обед. Вернувшись в свою комнату, Шрила Прабхупада очень тщательно нанес на лоб и тело знаки вайшнавской тилаки и сел, слегка откинув голову, чтобы прочитать свою полуденную гаятри-мантру.

Тем временем на кухне подходило к концу в высшей степени беспорядочное утро Дипака. Быстро влив свежевыжатый лимонный сок в кастрюлю с дымящимся рисом басмати, он наложил на поднос щедрую порцию, пристроил рядом миски с далом и овощами, водрузил поверх пару горячих чапати и стремглав помчался в комнату Прабхупады.

Прабхупада сидел на низкой подушке за своим стеклянным столиком на полу, застеленном белыми простынями. Он одобрительно кивнул Дипаку, который поставил блюдо на стол, поклонился и исчез.

С облегчением вздохнув по поводу того, что обед подан вовремя, Дипак вернулся на кухню, чтобы устранить разрушительные последствия своей деятельности. Он очень надеялся, что сегодняшний рис Прабхупаде особенно понравится. Он слышал недавно — хотя не мог вспомнить, от кого — что Прабхупада любит рис с лимонным соком.

Из этого мечтательного состояния Дипака вывел голос Сатсварупы Госвами.

— Дипак! Шрила Прабхупада хочет видеть тебя.

Дипак вытер руки и влетел в комнату Прабхупады. Прабхупада испытующе посмотрел на него.

— Что это такое? — спросил он, указывая на нетронутую гору риса на тарелке. — Рис кислый!

— О… э… Я полил его лимонным соком, Шрила Прабхупада, — выдавил Дипак.

Прабхупада, казалось, был разочарован. Дипак вызвался приготовить снова.

— Нет, — ответил Шрила Прабхупада, — принеси лучше молоко и сахар.

Шрила Прабхупада посыпал рис сахаром, полил его молоком и съел на сладкое. После обеда Прабхупада опять позвал Дипака к себе.

— Завтра, — ободряюще сказал он, — я поучу тебя готовить.

* * *

После обеда Шрила Прабхупада читал свою почту. Темы были самые разнообразные: что делать с президентом храма, который перестал читать мантру и покинул свой пост, можно ли распространять книги «в штатском», «про» и «контра» практики сознания Кришны в уединении. Шрила Прабхупада, как обычно, тщательно отвечал на все письма, и ответы его были обдуманными и практичными, но вместе с тем трансцендентными.

* * *

Это была самая суровая зима в Мельбурне за последние несколько лет. Несмотря на то, что в комнате Шрилы Прабхупады на полную мощность работал электрокалорифер с вентилятором, гнавший горячий воздух, Шрила Прабхупада мерз. Ближе к вечеру он позвал своего юного ученика Читтахари и попросил его заменить обогреватель. Этот не только не греет, сказал он, но еще и шумит. Читтахари поспешил исполнить просьбу Шрилы Прабхупады и вскоре вернулся с двумя керосиновыми радиаторами. В комнате стало теплее. Однако скоро Прабхупада снова позвал Читтахари и пожаловался, что новые обогреватели издают противный запах.

— Они отравляют меня, — сказал он.

— Вы, значит, хотите обогреватель, который бы не шумел и не пахнул? — спросил Читтахари.

— О, да, — ответил Прабхупада, — именно это мне и нужно.

Тогда Читтахари купил электрический камин, и этот обогреватель полностью удовлетворил Прабхупаду. До самого конца своего пребывания, когда преданные приходили к нему, он иногда говорил:

— Вот этот камин не шумит и не пахнет.

Эти, на первый взгляд, мелкие бытовые аспекты общения Прабхупады с его учениками, могут показаться стороннему наблюдателю, далекому от сознания Кришны, малозначащими. Однако для преданных они были полны значения, поскольку преданные ставили удовольствие своего духовного учителя превыше всего в своей жизни. Если духовный учитель, представитель Кришны, доволен даже таким небольшим служением, думали они, значит и Кришна тоже доволен.

* * *

Вечером Шрилу Прабхупаду посетили фотограф и репортер из Мельбурнской газеты «Солнце». Газетчики расположились на стульях, а Шрила Прабхупада сидел за своим столиком. Он говорил в основном о различии между животной жизнью и жизнью человека.

— Есть, спать, совокупляться и обороняться умеют и собаки и кошки. Но человеку важно преодолеть животные наклонности.

В наше время, объяснял Прабхупада, из-за своих телесных представлениях о жизни, люди представляют себя мужчинами, женщинами, белыми, черными. Если они не позаботятся о том, чтобы использовать эту ценную человеческую форму жизни для духовной реализации, то в следующей жизни станут кошками, собаками или даже растениями.

Задав несколько коротких вопросов, репортер и фотограф поблагодарили Шрилу Прабхупаду и собрались уходить, а он предложил им тарелку нарезанных фруктов. Отведав клубники и бананов, представители