могут объяснить, что такое смерть, что такое следующая жизнь. Иногда они говорят: «Это естественно», — но что такое естество и как оно действует, они не знают. Несколько чаек с пронзительными криками опустились на воду за линией прибоя.
— Люди ловят рыбу наравне с птицами и животными, так в чем же разница? Они получили прекрасное человеческое тело, а действуют как птицы и животные. Никакого образования. И это — современная цивилизация.
— Они скажут: «Почему бы нам не есть рыбу? — привел Амогха распространенный довод. — Иисус раздавал рыбу. И мы ловим рыбу. Мы любим ее».
Прабхупада остановился и ударил тростью о землю.
— А ты скажи им: «Можете веселиться. Но хотите ли вы, чтобы ваше веселье внезапно оборвалось?» Спроси их. Что они на это скажу?
— Они скажут: «Нет, мы этого не хотим,» — предположил Амогха.
— Ну, а природа все равно положит конец. Что вы с этим будете делать?
— Они скажут, — продолжал Амогха, — мы не знаем, что нас ожидает, поэтому мы будем наслаждаться прямо сейчас, и как можно больше.
— Тогда зачем же вы ходите в школу. Почему бы вам не играть весь день?
— Потому, что мы хотим иметь хорошую работу, чтобы …
— Значит они все таки думают о будущем, — перебил его Прабхупада. — Любой нормальный человек думает о будущем. Но из-за того, что они пребывают в невежестве относительно следующей жизни, они вытворяют все эти безответственные вещи, не думая, что их ожидает после смерти.
— Многие из них могут сказать: «У нас нет доказательств того, что следующая жизнь существует», — сказал Амогха как бы от имени материалистов.
— Доказательства существуют, — не согласился Прабхупада, — есть мальчик и есть его отец, и мальчику предстоит стать отцом. В будущем. Вот они оба. Мальчику предстоит стать отцом, а отцу предстоит стать дедушкой. Как же можно говорить, что будущего нет? Мошенники, будущее есть, просто они этого не знают. Как ты его остановишь, будущее?
Амогха: Но когда человек умирает, они не видят никакого будущего.
Прабхупада: Значит у них нет способности видеть. Это не аргумент. «Я не вижу.» Я не могу увидеть землю на другой стороне океана, но это не значит, что там ничего нет. Настоящие мошенники. Смотрите, какой важный: «Я хочу видеть». А что ты можешь увидеть?
Прабхупада указал на горизонт кончиком трости.
— Это Индийский океан. За ним находится Индия и разные острова, но вы не можете видеть их. Значит ли это, что там ничего нет?
Парамахамса: Но есть множество людей, которые приходят к нам и говорят: «Мы можем видеть», — а мы не верим, что они могут видеть.
Прабхупада: Что они могут видеть, этого не может никто. Поэтому Веды говорят, что нужно смотреть глазами мудрых книг. В этом состоит в’идение. Все беспокоятся о будущем. Почему они заводят счет в банке, зачем им страховка? Да затем, что каждый беспокоится о будущем. Но поскольку они мошенники, они думают только об этом куске жизни. Татха дехантара-праптир. Вам придется снова принять тело. Этого они не знают. Просто негодяи. Они рассчитывают только на этот кусок жизни.
Парамахамса полностью вошел в роль сомневающегося:
— С этим мы согласны, но ведь в новой жизни у нас будет и новое будущее. В этой жизни у нас такое будущее, а в следующей жизни будет…
— Тогда представьте себе, что вы станете… Как это называется? Клэм37? И будете жить в этой… — Прабхупада с силой ткнул своей тростью в мягкий песок. — Это очень заманчивая перспектива?
Парамахамса совершенно вошел в роль.
— Ну, допустим, сейчас мне это не нравится, но если я буду крабом, мне это может вполне понравиться.
Прабхупада тоже наслаждался шутливым спором:
— Тогда становись крабом. Ладно. Это их утешение. Это невежество. Тебе это не нравится, но «когда я стану крабом, мне это понравится». Это покров майи. Иначе никто бы не смог жить. Если бы краб думал: «В прежней жизни я был царем, а теперь стал крабом», — это было бы для него ужасно. Поэтому он забывает. Такова уступка майи. Ты можешь забыть все, что имел.
Парамахамса: Так или иначе, все это относительно. Собака я или человек, особой роли не играет, ибо в том и другом случае я существую.
Прабхупада: Но все-таки вы не хотите становится собакой, будучи человеком.
Парамахамса: Но и будучи собакой я тоже не захочу становится человеком.
— Да, это называется «счастье в невежестве», — мягко улыбнулся Прабхупада. Осел тащит две тонны груза и думает: «Я счастлив, все хорошо». Поэтому их и называют ослами — они принимают беду за счастье.
К концу прогулки заговорили о санкиртане. Амогха рассказал Шриле Прабхупаде о Джастисе Стрите, судье Верховного Суда, который вынес историческое решение, что кришнаиты придают особого колорита облику Сиднея. Прабхупаде это сообщение понравилось.
— Хороший судья, — сказал он. — Бог дал ему разума.
* * *
Джеффри Флетчер перечитал все книги Шрилы Прабхупады вдоль и поперек, получив первую из них от преданных в 1972 году на Гавайях. Сейчас двадцатичетырехлетний Джеффри служил в компании