Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 196 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 196

воде плескались и крякали утки, а знаменитые черные лебеди с белыми кончиками крыльев и красно-оранжевыми клювами издавали время от времени свой характерный трубный клик.

— Мы боимся воды, — сказал Прабхупада с улыбкой, — а они наслаждаются ею. — Черные лебеди. Они тоже знают как защитить свои интересы. Каждое живое существо умеет есть, спать, совокупляться и защищаться.

Прабхупада указал на большое дерево, напомнившее ему те, что он видел на утренних прогулках в северной Америке, и спросил, как оно называется.

— Похоже на клен, Шрила Прабхупада, — с готовностью ответил Ганеша.

Прабхупада подтвердил, что так оно и есть, и кивнул, когда Амогха добавил, что австралийский клен не дает съедобного сиропа. Остановившись под большим платаном росшим на берегу озера Шрила Прабхупада заговорил о том, какая это узость мышления — думать, что земля во вселенной одна. На самом деле, сказал Прабхупада, во вселенной множество планетных систем, и в каждой из них множество планет подобной этой.

— Здесь, на этой планете у нас есть золотые и медные копи. А в небе миллионы и миллионы золотых и медных копей на других планетах. Так, — добавил Прабхупада, — солнце поддерживает жизнь не только на этой планете, но и на всех остальных планетах вселенной.

Группа двинулась дальше быстрым шагом и беседа продолжилась — сравнительное религиоведение, христианство, буддизм, сикхизм, коммунизм и мясоедение. Преданные приводили устрашающие примеры деградации современного общества и упражнялись в дискуссии, пытаясь отстаивать позиции агностицизма. Как и всегда, преданным было ясно, что обсуждая ли обычные взгляды людей, проблемы общества или философские вопросы, Шрила Прабхупада смотрел на все из-за пределов этого мира.

* * *

После того как Амогха обзвонил все учебные заведения Перта, удача наконец улыбнулась ему в Университете Западной Австралии. Со Шрилой Прабхупадой пожелал встретится Ким Корнеш, высокий, светловолосый и голубоглазый молодой человек, студент-философ этого университета, работавший в то время над своей докторской диссертацией по философии. Он пришел в 10 утра и стал почтительно задавать вопросы о душе.

— Какова природа Атмана,— вежливо спросил он.

— Природа Атмана, — ответил Прабхупада, — вечна. Вечность, знание и блаженство. Ананда майо бхйасат: атма — это радость, ананда, блаженство.

Для доказательства существования этих трех качеств души — вечности, знания и блаженства — Прабхупада привел совершенно ясный пример. Указав на свежую розу лежавшую у него на столе Прабхупада спросил Кима:

— Почему я положил сюда этот цветок? Почему мне нравится этот цветок? В чем причина?

— Наверное, потому, что он красив, — ответил Ким.

— Да. Следовательно, я хочу наслаждаться. Такова природа атмы. Я хочу наслаждаться, это блаженство.

Подобным образом, объяснил Прабхупада, тот факт, что Ким пытается стать философом, указывает на то, что душа стремится к знанию.

— А почему вы не хотите умирать? Потому, что вы вечны. Значит по природе души вечна, полна знания и блаженства. Сат чит ананда.

Ким спросил о взаимоотношениях души и сознания. Прабхупада стал объяснять дальше:

— Сознание — это признак атмы. Сознание проявляется в вашем теле потому, что в нем присутствует атма. Теперь, поскольку в вашем теле присутствует атма, если я ущипну его, вы почувствуете боль. Я тоже могу чувствовать боль и удовольствие от своего тела. Если атмы нет в теле, то его хоть топором руби, оно не будет протестовать. Итак, атма присутствует в теле, и это можно понять по наличию сознания.

Он привел еще один пример:

— Например, мы сидим в этой светлой комнате, но этот свет есть отражение солнечного света. Мы понимаем, что на небе есть солнце, поскольку воспринимаем его свет и тепло. Подобным образом, наличие в нас сознания и знания указывает на присутствие атмы. Когда эта атма покинет это тело, в нем не останется ни сознания, ни знания, ни чувства боли или удовольствия.

Прабхупада велел Амогхе достать «Шри Ишопанишад» и попросил Кима прочитать вслух самый первый стих и комментарий к нему. Ким открыл книгу и прочитал:

— «Бог, Верховная Личность — всесовершенен. И, поскольку Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности, этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из него исходит такое множество законченных частей».

С трудом добравшись до конца первого абзаца, Ким остановился.

— Я ничего не могу понять, — сказал он. — Слова мне известны, но…

— Это требует известного образования, — подбодрил его Прабхупада и стал на практическом примере объяснять, что такое Полное Целое. Прабхупада указал на стакан воды, стоявший у него на столе.

— Вот стакан воды. Я пью эту воду. Глоток за глотком я пью воду, пока стакан не опорожнится. Тогда он уже не полон, а пуст.

Но Полное Целое, объяснял Прабхупада, можно уподобить стакану, который остается полным, даже если из него пьют.

— Представьте себе стакан, из которого я пью, пью, а он остается полным. Я пью, а он полон. Неиссякаемая энергия. Вот каков Бог.

Пурнам адах