жизненного воздуха:
небо; вода; воздух (Ш.Б. 2.10.32)
Способы реагирования на оскорбления преданных и Господа:
сразить оскорбителей при помощи аргументов; покончить с собой; заткнуть уши и покинуть это место (Н.П. гл.9)
Средства перемещения в космическом пространстве:
капо-та вайу - механические; капота-вайу - голубь-носитель; акаша патана - ментальные способы (Ш.Б. 4.12.27, коммент.)
Стадии воспевания:
намапарадха (воспевание с оскорблениями) - материальные желания;
намабхаса (стадия очищения) - постепенное освобождение от материальных желаний;
шуддха-нама (безоскорбительное воспевание) - любовь к Богу (Х.Ч. гл.2)
Стадии пранайамы:
пурака - управление вдохом; кумбхака - регуляция вдоха и выдоха; речака - остановка дыхания (Ш.Б. 7.15.32-33)
Стадии развития сознания Кришны:
самбандха (установление взаимоотношений с Господом) - Мадана-мохана - сближающее Божество;
абхидхейа (преданное служение) - Говиндаджи - наставляющее Божество;
прайоджана (любовь к Богу) - Гопинатха - объект поклонения (Ч.Ч. Ади 1.19)
Стадии совершенствования в мистической йоге (аштанга-йоге):
йогарурукшу - желание йогического совершенства;
йогарудха - достижение высокого уровня;
прапта сиддхи - обретение сил сиддхи (Ч.Ч. Мадхйа 24.158)
Страдания:
адхибхаутика (причиняемые другими живыми существами);
адхйатмика (причиняемые собственным умом и телом);
адхидайвика (страдания, исходящие от полубогов или природных катаклизмов) (Ш.Б. 5.14.25)
Типы творения (калпы):
маха-калпа (дыхание Маха Вишну, создающее условия для викалпы);
викалпа (сотворение Брахмы);
калпа (творение в продолжение дня Брахмы) (Ш.Б. 2.10.46, коммент.)
Тонкие материальные элементы:
манах - ум; буддхих - разум; аханкара - ложное эго (Б.Г. 7.4)
Трансценденталисты и уровень их сознания:
имперсоналисты - реализация Брахмана (сат); йоги - реализация Параматмы (сат и чит); преданные - реализация Бхагавана (сат, чит и ананда) (Ишо. обращение)
Уровни совершенства преданного служения и место их проявления:
Дварака (совершенное); Матхура (более совершенное); Вриндавана (наиболее совершенное) (Н.П. гл.23, Б.Р.С. 2.1.223)
Фазы времени:
прошедшее (бхута-кала); настоящее (вартамана-кала); будущее (бхавишйа-кала) (Ш.Б. 3.31.16)
Флейты Кришны:
вену - шести дюймов длины с шестью отверстиями;
мурали - восемнадцати дюймов длины с одним большим отверстием на конце и четырьмя маленькими на стволе;
вамши - пятнадцати дюймов длины с девятью отверстиями (Н.П. гл.26)
Формы сексуального желания:
корысть; желание почестей; стремление выделиться из общей массы (Ш.Б. 2.2.12, коммент.)
Экспансии Вишну в материальном мире (Пуруша аватары):
Каранодакашайи Вишну - творит совокупную энергию; Гарбходакашайи Вишну - входит в каждую вселенную и создает в них многообразие; Кширодакашайи Вишну - Сверхдуша (Параматма) каждой дживы (Ишо мантра 15, Б.Г. 7.4, коммент.)
Энергии Господа:
антаранга-шакти (внутренняя энергия); татастха-шакти (пограничная энергия); бахиранга-шакти (внешняя энергия) (Н.Н.2)
Энергии Господа:
джнана-шакти (познавательная энергия) - находится под управлением Васудевы; крийа-шакти (энергия деятельности) - под контролем Санкаршаны; иччха-шакти (энергия воли) не имеет управляющего Божества (Ш.Б. 2.5.24, Ч.С.)
3 1/2
Приближенные преданные Господа Чайтанйи Махапрабху:
Рамананда Райа; Сварупа Дамодара; Шикхи-махити и его сестра Мадхавидеви даси (Ч.Ч. Антйа 2.106)
4
Авирбхава-проявления Господа Чайтанйи:
в доме Шримати Шачиматы;
когда Господь Нитйананда танцевал в экстазе;
во время киртана в доме Шривасы;
в доме Рагхавы Пандита (Ч.Ч. Антйа 2.5-6)
Атрибуты Господа Нарайаны:
падма - лотос; шанкха - раковина; чакра - диск; гада - булава (Ш.Б. 4.24.48, 10.3.30, 11.14.40, 4.8.47, 3.15.27, коммент.)
Ашрамы и соответствующая им деятельность:
брахмачари (ученичество) - получение образования; грихастха (жизнь домохозяина) - благотворительность; ванапрастха (уход от мира) - епитимьи и аскеза; саннйаса (отречение) - проповедь Абсолютной Истины (Ш.Б. 3.12.41)
Благотворительность - результат:
не брахману - вернется столько же; полуобразованному брахману - вдвое больше; квалифицированному брахману - в тысячи раз больше; чистому вайшнаву - больше в бессчетное число раз (Ш.Б. 2.3.17, коммент.)
Вайшнава-сампрадайи:
Брахма-сампрадайа. Основатель - Брахма, ачарйа - Мадхвачарйа, доктрина - двайта (дуализм), комментарий - Пурна-праджна Бхасйа;
Шри-сампрадайа. Основатель - Лакшми деви, ачарйа - Рамануджа-ачарйа, доктрина - вишишта-двайта (ограниченная недвойственность), комментарий - Шри Бхасйа;
Кумара-сампрадайа. Основатели - Кумары, ачарйа - Нимбарка, доктрина - двайта-адвайта (одновременное единство и различие), комментарий - Париджата-сварбха Бхасйа;
Рудра-сампрадайа. Основатель - Шива, ачарйа - Вишну-свами, доктрина - шуддха-адвайта (полное слияние), комментарий - Сарваджа Бхасйа.
Примечание: Брахма-Мадхава гаудийа сампрадайа, основатель - Господь Чайтанйа-Шад госвами, доктрина - ачинтйа бхедабхеда, комментарий - Говинда Бхасйа.
(Примечание: комментарий к Веданта сутре) (Ш.Б. 3.28.41)
Вайшнавы не должны осуждаться за:
социальную принадлежность; проступки, совершенные в прошлом; неумышленные прегрешения; последствия прошлых поступков (Х.Ч. гл.4)
Варны:
Брахман - цвет тела белый (благость); кшатрий - цвет тела белый и черный (страсть); вайшйа - цвет тела черный и белый (страсть и невежество); шудра - цвет тела черный (невежество) (Б.Г. 7.13, цвета из Ш.Б. 4.14.45, коммент.)
Веды и их толкователи:
Риг-Веда (Паила-Рши); Сама_Веда (Джаимини); Йаджур-Веда (Ваишам-пайана); Атхарва-Веда (Ангира-Рши) (Ш.Б. 1.4.21-22)
Видение мадхйама-адхикари:
в Верховном Господе (Ишваре) - любовь (према); в преданных (тададхинешу) - маитри (дружба); в отношении к невинным (балишешу) - крипа (сострадание); в атеистах (двиштшу) - упекша (невежество) (Ш.Б. 11.2.46, Ишо мантра 6)
Виды нама-абхасы:
санкета-нама-абхаса (погруженность в материальное) - Аджамила и йаваны; парихаса-нама-абхаса (жизнерадостность) - Джарасандха; стобра-нама-абхаса (ирония) - Шишупала; хела-нама-абхаса (безразличие) - млеччхи (Х.Ч. 21, Ш.Б. 6.2.14)
Виды разрушения космического проявления:
наимиттика (случайное); пракритика (стихийное); нитйа (непрерывно продолжающееся); атйантика (конечное) (Ш.Б. 12.7.17)
Вселенская форма, варны и ашрамы:
варны - социальное подразделение:
брахман - мукха-лицо; кшатрий - баху-руки; вайшйа - уру-бедра; шудра - пада-ноги (Ш.Б. 11.17.13 и 11.5.2)
ашрамы - духовное подразделение:
брахмачари - хридайа-сердце; грихастка - джагхан-поясница; ванапрастха - ваксах стхала-грудная клетка; саннйаси - шира-голова (Ш.Б. 11.17.14)
Господь Рамачандра и Его братья:
Рамачандра (Васудева); Лакшмана (Санкаршана); Бхарата (Прадйумна); Шатругхна (Анируддха) (Ш.Б. 2.7.23, коммент.)
Грехи:
патака (незначительный); урупатака (очень большой); махапатака (еще больше); алипатака (огромный) (Ч.Ч. Мадхйа 24.60)
Греховные реакции:
биджа (семя); кута-стха (желание); пхалонмукха (не созревшая реакция); прарабдха (созревшая) (Ш.Б. 4.29.73, коммент., Б.Р.С. 1.1.23, Н.П. гл.1)
Дети жен Арджуны:
Драупади - Шрутакирти; Субхадра - Абхиманйу; Читрангада