Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Пурушоттама дас - Нектар чисел - Страница 3

жизненного воздуха:

небо; вода; воздух (Ш.Б. 2.10.32)

Способы реагирования на оскорбления преданных и Господа:

сразить оскорбителей при помощи аргументов; покончить с собой; заткнуть уши и покинуть это место (Н.П. гл.9)

Средства перемещения в космическом пространстве:

капо-та вайу - механические; капота-вайу - голубь-носитель; акаша патана - ментальные способы (Ш.Б. 4.12.27, коммент.)

Стадии воспевания:

намапарадха (воспевание с оскорблениями) - материальные желания;

намабхаса (стадия очищения) - постепенное освобождение от материальных желаний;

шуддха-нама (безоскорбительное воспевание) - любовь к Богу (Х.Ч. гл.2)

Стадии пранайамы:

пурака - управление вдохом; кумбхака - регуляция вдоха и выдоха; речака - остановка дыхания (Ш.Б. 7.15.32-33)

Стадии развития сознания Кришны:

самбандха (установление взаимоотношений с Господом) - Мадана-мохана - сближающее Божество;

абхидхейа (преданное служение) - Говиндаджи - наставляющее Божество;

прайоджана (любовь к Богу) - Гопинатха - объект поклонения (Ч.Ч. Ади 1.19)

Стадии совершенствования в мистической йоге (аштанга-йоге):

йогарурукшу - желание йогического совершенства;

йогарудха - достижение высокого уровня;

прапта сиддхи - обретение сил сиддхи (Ч.Ч. Мадхйа 24.158)

Страдания:

адхибхаутика (причиняемые другими живыми существами);

адхйатмика (причиняемые собственным умом и телом);

адхидайвика (страдания, исходящие от полубогов или природных катаклизмов) (Ш.Б. 5.14.25)

Типы творения (калпы):

маха-калпа (дыхание Маха Вишну, создающее условия для викалпы);

викалпа (сотворение Брахмы);

калпа (творение в продолжение дня Брахмы) (Ш.Б. 2.10.46, коммент.)

Тонкие материальные элементы:

манах - ум; буддхих - разум; аханкара - ложное эго (Б.Г. 7.4)

Трансценденталисты и уровень их сознания:

имперсоналисты - реализация Брахмана (сат); йоги - реализация Параматмы (сат и чит); преданные - реализация Бхагавана (сат, чит и ананда) (Ишо. обращение)

Уровни совершенства преданного служения и место их проявления:

Дварака (совершенное); Матхура (более совершенное); Вриндавана (наиболее совершенное) (Н.П. гл.23, Б.Р.С. 2.1.223)

Фазы времени:

прошедшее (бхута-кала); настоящее (вартамана-кала); будущее (бхавишйа-кала) (Ш.Б. 3.31.16)

Флейты Кришны:

вену - шести дюймов длины с шестью отверстиями;

мурали - восемнадцати дюймов длины с одним большим отверстием на конце и четырьмя маленькими на стволе;

вамши - пятнадцати дюймов длины с девятью отверстиями (Н.П. гл.26)

Формы сексуального желания:

корысть; желание почестей; стремление выделиться из общей массы (Ш.Б. 2.2.12, коммент.)

Экспансии Вишну в материальном мире (Пуруша аватары):

Каранодакашайи Вишну - творит совокупную энергию; Гарбходакашайи Вишну - входит в каждую вселенную и создает в них многообразие; Кширодакашайи Вишну - Сверхдуша (Параматма) каждой дживы (Ишо мантра 15, Б.Г. 7.4, коммент.)

Энергии Господа:

антаранга-шакти (внутренняя энергия); татастха-шакти (пограничная энергия); бахиранга-шакти (внешняя энергия) (Н.Н.2)

Энергии Господа:

джнана-шакти (познавательная энергия) - находится под управлением Васудевы; крийа-шакти (энергия деятельности) - под контролем Санкаршаны; иччха-шакти (энергия воли) не имеет управляющего Божества (Ш.Б. 2.5.24, Ч.С.)

3 1/2

Приближенные преданные Господа Чайтанйи Махапрабху:

Рамананда Райа; Сварупа Дамодара; Шикхи-махити и его сестра Мадхавидеви даси (Ч.Ч. Антйа 2.106)

4

Авирбхава-проявления Господа Чайтанйи:

в доме Шримати Шачиматы;

когда Господь Нитйананда танцевал в экстазе;

во время киртана в доме Шривасы;

в доме Рагхавы Пандита (Ч.Ч. Антйа 2.5-6)

Атрибуты Господа Нарайаны:

падма - лотос; шанкха - раковина; чакра - диск; гада - булава (Ш.Б. 4.24.48, 10.3.30, 11.14.40, 4.8.47, 3.15.27, коммент.)

Ашрамы и соответствующая им деятельность:

брахмачари (ученичество) - получение образования; грихастха (жизнь домохозяина) - благотворительность; ванапрастха (уход от мира) - епитимьи и аскеза; саннйаса (отречение) - проповедь Абсолютной Истины (Ш.Б. 3.12.41)

Благотворительность - результат:

не брахману - вернется столько же; полуобразованному брахману - вдвое больше; квалифицированному брахману - в тысячи раз больше; чистому вайшнаву - больше в бессчетное число раз (Ш.Б. 2.3.17, коммент.)

Вайшнава-сампрадайи:

Брахма-сампрадайа. Основатель - Брахма, ачарйа - Мадхвачарйа, доктрина - двайта (дуализм), комментарий - Пурна-праджна Бхасйа;

Шри-сампрадайа. Основатель - Лакшми деви, ачарйа - Рамануджа-ачарйа, доктрина - вишишта-двайта (ограниченная недвойственность), комментарий - Шри Бхасйа;

Кумара-сампрадайа. Основатели - Кумары, ачарйа - Нимбарка, доктрина - двайта-адвайта (одновременное единство и различие), комментарий - Париджата-сварбха Бхасйа;

Рудра-сампрадайа. Основатель - Шива, ачарйа - Вишну-свами, доктрина - шуддха-адвайта (полное слияние), комментарий - Сарваджа Бхасйа.

Примечание: Брахма-Мадхава гаудийа сампрадайа, основатель - Господь Чайтанйа-Шад госвами, доктрина - ачинтйа бхедабхеда, комментарий - Говинда Бхасйа.

(Примечание: комментарий к Веданта сутре) (Ш.Б. 3.28.41)

Вайшнавы не должны осуждаться за:

социальную принадлежность; проступки, совершенные в прошлом; неумышленные прегрешения; последствия прошлых поступков (Х.Ч. гл.4)

Варны:

Брахман - цвет тела белый (благость); кшатрий - цвет тела белый и черный (страсть); вайшйа - цвет тела черный и белый (страсть и невежество); шудра - цвет тела черный (невежество) (Б.Г. 7.13, цвета из Ш.Б. 4.14.45, коммент.)

Веды и их толкователи:

Риг-Веда (Паила-Рши); Сама_Веда (Джаимини); Йаджур-Веда (Ваишам-пайана); Атхарва-Веда (Ангира-Рши) (Ш.Б. 1.4.21-22)

Видение мадхйама-адхикари:

в Верховном Господе (Ишваре) - любовь (према); в преданных (тададхинешу) - маитри (дружба); в отношении к невинным (балишешу) - крипа (сострадание); в атеистах (двиштшу) - упекша (невежество) (Ш.Б. 11.2.46, Ишо мантра 6)

Виды нама-абхасы:

санкета-нама-абхаса (погруженность в материальное) - Аджамила и йаваны; парихаса-нама-абхаса (жизнерадостность) - Джарасандха; стобра-нама-абхаса (ирония) - Шишупала; хела-нама-абхаса (безразличие) - млеччхи (Х.Ч. 21, Ш.Б. 6.2.14)

Виды разрушения космического проявления:

наимиттика (случайное); пракритика (стихийное); нитйа (непрерывно продолжающееся); атйантика (конечное) (Ш.Б. 12.7.17)

Вселенская форма, варны и ашрамы:

варны - социальное подразделение:

брахман - мукха-лицо; кшатрий - баху-руки; вайшйа - уру-бедра; шудра - пада-ноги (Ш.Б. 11.17.13 и 11.5.2)

ашрамы - духовное подразделение:

брахмачари - хридайа-сердце; грихастка - джагхан-поясница; ванапрастха - ваксах стхала-грудная клетка; саннйаси - шира-голова (Ш.Б. 11.17.14)

Господь Рамачандра и Его братья:

Рамачандра (Васудева); Лакшмана (Санкаршана); Бхарата (Прадйумна); Шатругхна (Анируддха) (Ш.Б. 2.7.23, коммент.)

Грехи:

патака (незначительный); урупатака (очень большой); махапатака (еще больше); алипатака (огромный) (Ч.Ч. Мадхйа 24.60)

Греховные реакции:

биджа (семя); кута-стха (желание); пхалонмукха (не созревшая реакция); прарабдха (созревшая) (Ш.Б. 4.29.73, коммент., Б.Р.С. 1.1.23, Н.П. гл.1)

Дети жен Арджуны:

Драупади - Шрутакирти; Субхадра - Абхиманйу; Читрангада

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1