нароттамы (Ш.Б. 1.13.30, коммент.)
Типы преданных:
бхаджанананди (воспевающие в уединении); гоштхи-ананди (странствующие проповедники) (Ш.Б. 3.24.34)
Функции ума:
санкалпа (принятие);
викалпа (неприятие) (Ш.Б. 6.17.30, коммент.)
Шрейас (трудно достижимая цель); прейас (легко достижимая цель) (Ч.Ч. Ади 9.42, коммент.)
Экспансии Господа:
Свамша (Вишну-таттва); Вибхиннамша (джива-таттва) (Ш.Б. 4.1.15)
3
Анартхи:
асат-тришна (привязанность к материальным объектам); хридайа даурбалья (черствость); апарадха (оскорбление) (Х.Ч. гл.3)
Асат (дурное) общение для преданных:
майавади; притворщики; атеисты (Х.Ч. гл.4)
Брахма, Вишну, Шива (Ч.Ч. Мадхйа 21.36)
Виды деятельности (карма):
карма (деятельность ради ее плодов, согласуемая с писаниями) является пунйа (благочестивой деятельностью);
викарма (продуктивная деятельность, противоречащая шастрам) есть папа (греховная);
акарма (преданное служение) - пребывает за пределами папа и пунйа (Б.Г. 4.17-18)
Виды деятельности ума:
мышление; эмоции; желания (Н.П., предисловие ХХI)
Виды камы:
сарва-кама - карми (занятые продуктивной деятельностью); мокша-кама-джнани (стремящиеся к освобождению); акама-бхакта (преданные) (Ш.Б. 4.12.45, У.Г.Ч. стр.161)
Виды наслаждения:
материальное наслаждение - занятые деятельностью ради ее плодов; наслаждение Верховным Брахманом - имперсоналисты; наслаждение сознанием Кришны - преданные (Н.П. гл.1)
Возраст для вручения гайатри мантры:
сыновья брахманов - восемь лет; сыновья кшатрийев - одиннадцать; сыновья вайшйей - двенадцать лет (Примечание: мальчикам-шудрам мантра не дается) (Ш.Б. 11.27.8, Манусмрити 2.36)
Воплощения Васудевы и Деваки - инкарнации Господа:
Сутапа и Пришни -Пришнигарбха; Кашйапа и Адити - Вамана-дева; Васудева и Деваки - Кришна (Ш.Б. 10.3.43)
Воплощения Джайи и Виджайи (стражей у ворот дварапалы):
Хиранйакша и Хиранйакашипу; Равана и Кумбхакарна; Шишупала и Дантавакра (особое рождение - Джагаи и Мадхаи) (Ш.Б. 7.1.35, коммент.)
Господь Джаганнатха, Господь Баладева и Субхадра (Ч.Ч. Мадхйа 13 вывод)
Гуны материальной природы:
саттва-гуна (добродетель) - цвет белый, металл золото, управляющее Божество - Вишну;
раджо-гуна - цвет красный, металл - серебро, управляющее Божество - Брахма;
тамо-гуна (невежество) - цвет синий, металл - железо, управляющее Божество - Шива (Б.Г. гл.14,17,18 и Ш.Б. 3.26.5) (металлы - Ш.Б. 4.25.14, коммент.)
Гуна-аватара - носитель:
Вишну - Гаруда; Брахма - лебедь; Шива - бык (Ш.Б. 4.1.24)
Дочери Свайамбхувы-ману и их мужья:
Девахути (Кардама Муни); Акути (Праджапати Ручи); Прасути (Праджапати Дакша) (Ш.Б. 3.12.57)
Духовные авторитеты:
садху - святая личность; шастра - писания; гуру - духовный учитель (Ш.Б. 4.16.1, коммент.)
Дхамы (области на планете Голака):
Гокула, Матхура, Дварака (Ч.Ч. Мадхйа 21.91)
Желания домохозяина:
материальные приобретения; добродетельная жена и послушные дети; достижение высших планет (К.Б. гл.29 "Жертвоприношения Васудевы")
Знания, присущие вайшйе:
криши (земледелие); го-ракшйа (забота о коровах); ваниджйам (торговля) (Б.Г. 18.44)
Значение аббревиатуры АУМ:
А - Кришна, У - Радха, М - джива (Ч.Ч. Ади 7.128, коммент.)
Значение триданди-саннйасы:
служение телом, умом и речью (Ш.Б. 3.6.36)
Игры Господа Чайтанйи:
Ади-Лила - с рождения до 24-х лет (до принятия саннйасы); Мадхйа-Лила - с 25 до 30; Антйа-Лила - с 31 года до 48 лет (Ч.Ч. Мадхйа 1.15-23)
Источники знания:
нйайа-прастхана (философия Веданты); шрути (Упанишады и Ведические мантры); смрити (Бхагавад-гита, Пураны и Махабхарата) (Ч.Ч. Ади 7.117)
Классификация возраста Кришны:
каумара - с момента рождения до пяти лет;
пауганда - шесть-десять лет;
каишоре - 11-15 лет (Б.Р.С 2.1.309-310, Н.П. гл.42)
Классы преданных:
каништха-адхикари (преданный третьего класса); мадхйама-адхикари (преданный второго класса); уттама-адхикари (преданный первого класса) (Н.Н. 5)
Кришна ставит Себя в зависимость от:
Гарга-Рши - принимая наставления о принципах религии; Сатйаки - обучаясь военному искусству; Уддхавы - получая у него добрые советы (Н.П. гл.24)
Ложное эго:
благость - вайкарика (поклонение Анируддхе для избавления от ментальных беспокойств); страсть - таиджаса (почитание Прадйумны ради укрепления разума); невежество - тамас (поклонение Санкаршане для избавления от ложного эго) (Ш.Б. 3.26-29, 31-32, коммент.)
Ложное эго:
в благости - первопричина появления управляющих божеств; в страсти - источник эмоций; в невежестве - повод для сотворения материального мира (К.Б. гл.30 "Воскрешение Господом Кришной шести сыновей Деваки")
Лучшие друзья Кришны:
Субала; Шридама; Судама (Ш.Б. 10.13.21)
Могущественные стимулы укрепления бхакти:
бхакта-пада-дхули - пыль с лотосных стоп чистого преданного; бхакта-пада-джала - вода, в которой омывались лотосные стопы чистого преданного; бхакта-бхукта авасеша - остатки пищи чистого преданного (Ч.Ч. Антйа 16.60, Х.Ч. гл.4)
Области знания, представленные в Ведах:
карма-йога (деятельность ради ее плодов), поведанная отцом Брахмой Праджапати Дакше; джнана-йога (трансцендентное знание), полученная Кумарами; бхакти-йога (преданное служение), унаследованная Нарадой Муни (Ш.Б. 2.9.42, коммент.)
Отличительные признаки тела Господа Чайтанйи:
короткий нос, узкие бедра и небольшие детородные органы; широкие талия, лоб и грудная клетка; глубокие пупок, голос и смысл существования (Ч.Ч. Ади 14.15, коммент.)
Планетарные системы:
Сварга-лока - высшая (Свах); Мартйа-лока - средняя (Бхувах); Патала-лока - низшая (Бхух) (Ш.Б. 3.11.28)
Планеты, лежащие ниже Голоки Вриндаваны:
Деви-дхама, Махеша-дхама, Хари-дхама (Ч.Ч. Мадхйа 21.49)
Примеры покрытия живых существ:
люди - состояние бодрствования (огонь, скрытый дымом);
птицы и звери - дремота (зеркало, покрытое пылью);
растения - глубокий сон (зародыш во чреве) (Б.Г. 3.38)
Пути обретения знания:
пратйакша прамана (непосредственное восприятие); анумана пранама (индуктивный метод); шрути/шабда пранама (получение информации через слушание) (Ишо, введение Х)
Разделы Вед и их последователи:
карма-канда (випры); джнана-канда (брахманы); упасана-канда (вайшнавы) (Ш.Б. 1.12.29 и 2.9.42, коммент.)
Руководство женщиной на различных этапах ее жизни:
отец (в детстве); муж (в молодости); взрослый сын (в пожилом возрасте) (Ш.Б. 3.24.40, коммент., Ману смрити 5.148)
Сат (сандхини) - вечность; чит (самвит) - знание; ананда (хладини) - блаженство (Ш.Б. 1.1, предисловие)
Совершенные преданные:
садхана-сиддхи - получившие освобождение в результате совершения регулируемого преданного служения; крипа-сиддхи - осознавшие себя в процессе общения с преданными Господа; нитйа-сиддхи - неоскверненные, освобожденные с самого рождения (Ш.Б. 2.3.15, Песенник вайшнава, "Саварана-Шри-Гаура-Махима", коммент.)
Созидание:
адхибхаутика - видимое творение; адхидайвика - управляющие Божества; адхйатмика - чувства (Ш.Б. 5.14.25)
Составляющие тела:
капха (слизь); питта (желчь); вайу (воздух) (Ш.Б. 3.28.11)
Составные части