Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Беседы о джапе
------ Страница 29 ------

Беседы о джапе - Страница 29

из способов обозначения Бога; Имя - это Сам Бог. Мы можем ощутить присутствие Кришны благодаря трансцендентной звуковой вибрации.

Итак, второй стих помогает нам осознать великодушие Господа, всеобъемлющую природу Его Имени и легкость повторения этого Имени. Поэтому удивительно, что последняя строка этого стиха оставляет нас в настроении разочарованности. Хотя посредством Своих Имен Кришна милостиво предоставил нам все возможности для духовного продвижения, преданный должен признать, что не способен наслаждаться Святым Именем. В этом наша неудачливость. Как можно не воспользоваться таким простым методом? Как можно не воспользоваться величайшим благословением века Кали, дарующим общение с Кришной? Такого человека нужно считать неудачником, и причиной его неудачливости являются совершаемые им оскорбления при повторении Святого Имени.

Смысл этого стиха не в том, чтобы мы потеряли всякую надежду. «Если Господь Чайтанья не испытывает вкуса, каковы мои шансы?» Господь не хочет прогнать нас прочь от Себя. Просто Он ставит Себя в наше положение и одновременно объясняет причину нашего плачевного состояния. Мы должны избавиться от оскорблений, и это можно сделать только по милости Кришны.

Кто-то может усомниться: «Как может один и тот же человек в одном и том же стихе восхищаться Именем и прославлять Его, и в то же время говорить, что не имеет к Нему вкуса?» Это раскрывает еще один из аспектов утверждения Господа Чайтаньи о том, что Он не способен наслаждаться нектаром Святого Имени: это свидетельствует о глубочайшем смирении того, кто, в действительности, способен по достоинству оценить Святое Имя. Господь Чайтанья описывает Святое Имя с глубоким научным пониманием, Он молится, вознося хвалу Господу: «О мой Господь, лишь Твое Святое Имя способно даровать все благословения живым существам., по Своей доброте Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе с помощью Твоих Святых Имен...» Господь Чайтанья говорит, что не существует строгих правил для произнесения Имен Бога. Итак, Он - наш лучший наставник в харинаме. Такая личность не может не иметь вкуса к нектару Святого Имени. Он просто наслаждается смирением.

В последней главе Антъя-лилы «Чайтанья-чаритамриты» сказано: «Первым признаком того, что преданный действительно обладает любовью к Богу, является то, что сам он считает, что не имеет и капли этой любви». Тот, кто заявляет, что достиг совершенства в повторении Святого Имени и обрел любовь к Богу, не понял настроения Господа Чайтаньи. Самые близкие последователи Господа Чайтаньи, шесть госва-ми Вриндавана, в своих произведениях также называли себя падшими и оплакивали свою участь. Отсутствие вкуса у нас - нечто совсем другое. Однако второй стих «Шикшаштаки» дает нам надежду. Мы даже можем ощутить некоторое счастье, слушая о вайшнавском смирении.

Господь Чайтанья! Я разгадал Твой секрет. На самом деле, Ты не лишен вкуса к Святому Имени. Ты думаешь так о Себе, ибо Ты пришел в этот мир, чтобы насладиться ролью смиренного вайшнава. В то же время Ты даешь нам это суровое наставление, чтобы пробудить в нас смирение и желание повторять Святое Имя. Если мы не избавимся от скверны нажа-апарадхи, нам не видать общения с Тобой. Ты предостерегаешь нас: не упустите своего шанса, не сойдите с курса на харинаму, оставшись оскорбителями. Если мы устраним этот главный недостаток, все царство Бога откроется перед нами и мы сможем войти в него как слуги Твоих слуг.

Каждый знает, как трудно избавляться от дурных привычек, однако этот стих «Шикшаш-таки» дает нам возможность осознать, насколько велик будет выигрыш, если нам удастся это сделать, а также какова цена пребывания на уровне нама-апарадхи. Поэтому мы хотим отдать этому реформированию джапы наивысший приоритет в нашей жизни.

Возможность выйти за дверь маленького дома и идти ранним утром по дороге, пытаясь обнаружить присутствие Бога в Его Святом Имени - это Его дар нам, обусловленным душам. Это время дня, когда первые проблески света говорят о том, что небо будет ясным, а деревенские дома по-прежнему едва видны в темноте - удивительно совершенно. Сейчас конец лета, и ветви деревьев, покрытые густой зеленью, качаются на ветру. Я вижу эту картину каждое утро, и все же каждый раз все выглядит по-новому, по-другому. С каждой минутой становится все светлее. Я начинаю замечать светлый цвет колосьев ржи. Раздается первый щебет птиц, и один за другим предметы начинают проявлять себя. Дело не только в увеличении количества света, но скорее в усиливающейся способности наблюдения. Видишь маленькие узлы колючей проволоки на загоне? Заметил ли ты телефонные столбы и одну линию провода, тянущуюся от столба к столбу? Пройди еще немного, и картина полностью изменится. Холмы по-прежнему едва заметны вдали...

К тому времени, как я подхожу к мосту, ручей начинает отражать небесный свет и становится похож на темное зеркало. Камни по-прежнему едва вырисовываются на дне ручья, но уже начинают приобретать серый оттенок. Сегодня поднялся ветер, поэтому стало холоднее. Последние дни я просто шел вдоль ручья, не останавливаясь, но сегодня утром я вспомнил, насколько ценны мгновения, предшествующие восходу солнца, предшествующие тому, как солнце начнет проявлять предметы и их цвет. Скоро эти мгновения уйдут в прошлое, и, кто знает, когда они снова вернутся?

С восходом солнца заканчивается самая сокровенная

Навигация:

Страница 31
Страница 30
-- Страница 29 --
Страница 28
Страница 27