Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 43 ------

Дорогое небо, письма санньяси - Страница 43

не осуждают друг друга, они только обмениваются мыслями. Один говорит: <Я думаю так-то и так-то> или <Я чувствую то-то и то-то>, - а другой с участием его слушает, и, быть может, дает какие-нибудь советы. Но в основном друг слушает и выказывает сочувствие.

Именно так я воспринимаю нашу переписку. Такая переписка основана на взаимном интересе к повествованиям о Кришне. Однако прежде чем подойти к обсуждению повествований, мы должны вначале установить доверительные отношения и искренне рассказать друг другу о своих успехах или неудачах в выполнении садханы.

Я писал вам уже о повторении Святых Имен и, по-видимому, не могу сказать о нем ничего нового, по крайней мере, о заметных улучшениях в собственном повторении. Однако всегда отрадно читать о величии Святого Имени и, образно говоря, заносить наставления шастр и ачарьев в записную книжку памяти. К примеру, полезно помнить о том, что считать величие Святого Имени вымыслом есть оскорбление. Такие <памятные записи> могут воодушевить преданного на поклонение Святым Именам, зародив в нем веру в то, что это поклонение - наивысшая дхарма. Повторение Харе Кришна - доступный, простой, но вместе с тем эффективный метод, данный нам Господом Чайтаньей в качестве наиболее подходящего для нашей эпохи способа поклонению Богу.

Кришнадас Кавираджа Госвами советовал выбрать какой-нибудь стих, в котором говорится о повторении Святых Имен и, словно гирлянду, повесить его себе на шею. Чтобы привлечь к своим словам особое внимание, он говорит, что, подняв руки, громко возвещает, что мы должны носить эту гирлянду на шее во время повторения и во всякое другое время. Как мы носим кантххи-малу, бусы, обвивающие нашу шею, которые стали частью нашей жизни и неотделимы от нашего тела, точно так же мы должны носить эту невидимую гирлянду из слов. Возьмите, к примеру, второй стих <Шикшаштаки>, в котором Господь Чайтанья, выступая в роли обусловленной души, сокрушается о том, что не чувствует вкуса к повторению Святых Имен. Из следующего стиха мы узнаем, что отсутствие вкуса к повторению Святых Имен приводит Господа Чайтанью к крайнему смирению, и Он начинает считать себя самым падшим из всех живых существ, даже более падшим, чем трава или дерево. В действительности эти живые существа имеют столько хороших качеств, что Он хочет быть похожим на них и иметь терпение дерева и смирение травы.

Даже сейчас я понимаю этот стих только теоретически, в начале же мне было трудно принять то, что в нем говорится, даже теоретически. Необходимость обладать таким необыкновенным смирением кажется чрезмерным требованием. Повторение Святых Имен не должно быть трудным занятием, обрести же такое смирение, с нашей точки зрения, очень и очень трудно. Постепенно мы начинаем понимать, что не можем обрести смирение своими собственными силами, что оно достигается только по милости Бога. Но факт остается фактом: смирение абсолютно необходимо, о чем Господь

Чайтанья говорит со всей прямотой. И мы должны обрести его, если хотим повторять Святые Имена непрестанно, иначе говоря, если хотим повторять их в состоянии ручи, или раги.

Вот уже много лет я постоянно думаю о повторении Святых Имен, и тем не менее мне не удается познать высшие духовные чувства, и даже моя сосредоточенность при повторении не становится более глубокой. Одно это уже пробуждает чувство смирения и заставляет оставить всякие философские рассуждения и просто принять за истину, что Святые Имена - это Сам Кришна.

Прабхупада часто говорил: <Прежде чем желать, нужно заслужить>. Никто не ставит нам препоны, мешая вкусить нектар Святого Имени. Кришна не забыл о нас. И могущество Святых Имен не является преувеличением. Поэтому мы должны продолжать повторять Их, считая повторение важной составляющей нашего дня и создавая для него надлежащую атмосферу, чтобы оно могло принести свои плоды. И если, несмотря на все старания создать благоприятные условия, мы не можем преодолеть невнимательность, это поис-тине достойно сожаления. Но мы все равно должны продолжать повторять мантру в самое благоприятное время дня. Мы не должны думать, что могли бы потратить это время с большей пользой, занявшись чем-нибудь другим. Мы должны считать повторение Святых Имен самым важным делом в своей жизни. И хотя мы можем смиренно думать, что наше повторение оставляет желать лучшего, мы, по крайней мере, знаем, что оно занимает в нашей жизни не последнее место, так как мы лично придаем ему большое значение.

Я говорил вам, что не собираюсь рассказывать о тех глупых мыслях, которые приходят мне в голову во время повторения мантры, или предаваться воспоминаниям, чтобы втайне посмеяться вместе с вами над плохим повторением. Мне просто хотелось ради собственного блага описать все это на бумаге. Сегодня утром я постарался создать для повторения Святых Имен наиболее благоприятную обстановку. Чтобы не впасть в сонное состояние и побороть невнимательность, я включил магнитофон, поставив кассету с записью повторения мантры Прабхупадой. И я встал сегодня очень рано, и утро было очень тихое. Я приложил так много усилий, чтобы подготовиться к этому периоду уединения, посвященному исключительно повторению Святых Имен и чтению, и все, кажется, благоприятствовало мне, и все равно мой ум занимали во время повторения всякие

Навигация:

Страница 45
Страница 44
-- Страница 43 --
Страница 42
Страница 41