существо. Мое телесное сознание заслонило собой сознание Бога.
Но я полностью завишу от Тебя, мой Господь. Если под страхом пыток я сделаю что-то против Тебя, если они принудят осуждать Тебя, пожалуйста, прости меня. Не отвергай меня. Знай, что я — Твой слабый слуга. Если они скажут: “Назови нам имена вайшнавов”, то — я молю Тебя — позволь мне умереть, служа Тебе.
Я малодушен, так позволь мне не философствовать о страхе, а повторять Твои святые имена с той, пусть и небольшой, верой и преданностью, которая у меня есть. Да, я стал делать это чаще — страх подталкивает меня чаще склоняться пред Тобой и с чувством взывать к Тебе, произнося Твои имена. Майя вселила в меня страх. Я исполнился страхом смерти. Я поклоняюсь Тебе, Господь Вишну, Тебе — защитнику и другу самых падших.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Для удовольствия Господа
Милостыо Кришны я пишу это, находясь уже вне стен тюрьмы. Два дня назад мне удалось совершить побег. В некотором смысле, сложившаяся ситуация почти такая же напряженная и тяжелая, как и в тюрьме. Я записываю всё — и то, что случилось, и то, что еще предстоит предпринять.
Посреди ночи Индраджит пришел ко мне в камеру. Он сказал, что собирается убежать из дому и хочет присоединиться к одноклассникам Прахлады. У него есть ключи, и он может освободить меня. Кто бы мог подумать, что всё произойдет так быстро? Выбравшись из камеры, я подумал, что было бы неплохо освободить и Триданди тоже. Мы пошли к его камере. Поначалу Триданди не захотел никуда идти — лишь пожал плечами и отмахнулся от нас своей костлявой рукой, но мы убедили его в том, что его тут могут убить и что он может заниматься бхаджаном14 в другом месте ничуть не хуже. Мы чуть не попались, пока разговаривали с ним. Мимо проходил ночной сторож, и нам пришлось быстро спрятаться в камере Триданди. Стражник направил в камеру свой фонарь, но увидел только старого Триданди, сидящего, как обычно, в позе лотоса.
— Эй, дурень, потише там, — зашипел стражник, — говорить громко не позволено,
Когда он прошел, мы втроем нырнули в темноту ночи и, пройдя все заграждения, выбрались на улицы города.
— Я иду в горы, — сказал Триданди, — буду молиться
о явлении Господа.
Я на секунду остановился, провожая взглядом худощавую фигуру друга, исчезающую в темноте ночи, а затем повернулся к Индраджиту. Мне очень хотелось поскорее увидеться с семьей.
— Пойдем со мной, Индраджит, — сказал я ему, — мы подыщем для тебя безопасное место.
Придя домой, я разбудил Даитьяджи и жену. Они были необычайно рады видеть меня живым и здоровым, но я не мог оставаться с ними долго — лишь несколько минут. Как только полиция обнаружит, что я сбежал, они явятся ко мне домой. Даитьяджи сказал, что знает место, где я мог бы спрятаться. И вот я здесь, на чердаке булочной. По всей стране прячутся вайшнавы. Кто в пещерах, а кто, как я, — в подвалах или на чердаках. К счастью, находится немало людей, которые симпатизируют скрывающимся от преследований преданным и дают им приют. Но полиция тоже не дремлет: ищет и иногда находит такие места.
Булочник сам очень рискует, пряча меня. Боюсь его подвести. Я должен вести себя даже тише, чем в камере. Джапу читаю только про себя. Днем не могу даже громко вздохнуть или пройтись по половицам.
Но зато я опять могу читать — здесь есть вайшнавские книги, и у меня есть связь с внешним миром.
Теперь самая большая насущная проблема — это Индраджит.
* * *
Я хотел стать преданным, и Кришна дает мне шанс.
Я начал писать почти сразу после того, как попал сюда. Нет, я не имею в виду этот дневник, — я начал писать статью, в которой доказывается, что Верховный Господь равно относится ко всем. Именно это утверждение чаще всего оспаривается демонами с целью повлиять на других таких же асуров. Они говорят, что, поскольку Вишну принимает сторону полубогов, Он не
может считаться Всевышним. Но сейчас у меня под рукой есть все необходимые писапия, ссылаясь на которые, я могу выстроить убедительные аргументы, разоблачающие эту ложную интерпретацию демонов. Я хочу написать об этом простым языком, понятным каждому. Мне не терпится поговорить с Даитьяджи о подпольном издании моей статьи и распространении её среди ракшасов. Это моё служение и возможность проповедовать. А иначе, какой смысл в моём литературном образовании и знании книг, если я не могу использовать эти знания и опыт в преданном служении?
Статья уже наполовину закончена, и вслед за ней я планирую написать ешё две. Одна из них будет о том, что даже тот, кто рожден и воспитан демоном, может стать преданным Вишну. Я думаю, это мне по силам. Разгромить асуров.
Я довольно смело заявляю здесь о своих писательских планах, но ведь на самом деле я боюсь. Мы все боимся Хираньякашипу, но я в особенности. Впрочем, от меня не требуется многого — просто писать эти статьи, направленные против демонов. Мне нужно притаиться, как мышь, чтобы даже половица не скрипнула, и — писать.