Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Кто я, демон или вайшнав - Страница 4

так, чтобы Верховный Господь, находящийся за пределами материального знания, был доволен вами. Отбросьте вашу демоническую природу и действуйте без вражды и предвзятости. Будьте милостивы ко всем живым существам, просвещая их в преданном служении. Действуя таким образом, вы принесёте им истинное благо”. Для моего слуха это подобно сладостной музыке. Теперь нужно всё это хорошо понять и запомнить, а также обрести веру. Это решающий момент — вера в то, что моя душа не умрет, и в то, что Господь Кришна — Верховный Господь и Он защитит нас. Мне необходима эта вера для предстоящих трудных испытаний.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Демон или вайшнав?

Не знаю, что сталось с моими предыдущими записями. Вероятнее всего, их конфисковали. Уже две недели я ничего не писал, так что попытаюсь теперь вспомнить, что произошло за это

время.

После того, как Прахлада Махараджа дал своему отцу неслыханно дерзкий ответ, сказав, что лучшее из всего, что он узнал от своего гуру, — это оставить материальную жизнь и отправиться во Вриндаван, учителя Прахлады пытались усмирить его и выведать его тайну. Они спрашивали, кто и как внушил ему такие отступнические идеи. Они думали, что мальчика тайком обучили какие-то вайшнавы, и пытались узнать их имена, чтобы арестовать их и убить. Но Прахлада ответил им, как обычно, в своей философско-сострадательной манере. Он сказал: "Почему вы делите всех на врагов и друзей? Все мы — души, возлюбленные слуги Бога”. Нужно отметить, что он поступил необыкновенно, можно даже сказать, безрассудно смело, ответив Шанде и Амарке таким образом. Но таков Прахлада — он не ведает страха.

Так ничего и не добившись, учителя закричали: “Эй! Принесите розги!” Видя, что снисходительные беседы не помогают, они прибегли к последнему из “четырех видов дипломатии” — argumentum ad baculum6. Потом они стали вдалбливать Прахладе в голову знания о материалистичной религии, экономическом развитии и чувственных наслаждениях. Через некоторое время, решив, что мальчик уже достаточно образован, учителя успокоились, — им хотелось верить, что теперь с ним всё в порядке.

Дворец наш очень большой, но если что-то происходит, об этом узнает каждый, по крайней мере в общих чертах. У людей могут быть различные мнения, но все действуют согласно “директивам руководства”. Поэтому всё, что я описываю, ни для кого не секрет. В один прекрасный день мать Прахлады Махараджи сама вымыла и нарядила сына, надела на него царские украшения и привела к отцу.

Они встречались не так уж часто — у Хираньякашипу нет времени играть с Прахладой регулярно, так что эти встречи всегда исполнены значения. На этот раз, войдя, Прахлада сразу поклонился отцу. Это тронуло императора, ведь, что ни говори, у него тоже сильны отцовские чувства; он принялся обнимать мальчика и осыпать его благословениями. Взяв сына к себе на колени, Хираньякашипу вдохнул аромат его волос; по шекам его заструились слезы любви, закапали на улыбающееся лицо Прахлады, и затем он задал сыну тот же самый вопрос:

— Поведай мне лучшее из того, что ты узнал от своих учителей, дорогой мой мальчик.

Конечно же, Хираньякашипу имел в виду Шанду и Амарку, но Прахлада хотел рассказать лучшее из того, чему он научился от своего духовного учителя — Нарады Муни. Прахлада никогда не считал Шанду и Амарку своими подлинными учителями, поэтому он не лгал — не было ничего “лучшего”, чему он мог бы у них научиться.

Прахлада сказал:

— Лучшее — это... — и перечислил названия девяти основных видов бхакти7, то есть, прежде всего: слушание и воспевание святого имени, слушание об облике, качествах, окружении и развлечениях Господа Вишну, а также прославление их! Услышав это, Хираньякашипу так разгневался, что у него даже губы затряслись. Он позвал Шанду и Амарку и обвинил их в том, что они подлые изменники.

— Что это за чушь? — он готов был убить их на месте. Но те принялись оправдываться:

Мы не учили его этому! Он всё это выучил сам! Не оскорбляй брахманов!

Эти двое всегда оставались верными трону, и потому Хираньякашипу поверил им. Тогда он направил свой гнев на малыша. Он назвал его “негодяем” и “позором всей династии”, и потребовал ответа:

— Откуда ты узнал все это?

Прахлада красноречиво ответил, что для Хираньякашипу невозможно научиться сознанию Кришны, поскольку он слишком погряз в грехе и не задает вопросы в смиренном духе. Он сказал своему отцу:

— Такие правители, как ты, — это слепцы, ведущие слепых. Пока ты не начнешь искренне служить чистому вайшнаву, ты не сможешь получить знание о Кришне и освободиться от материальной скверны.

Это было уже последней каплей, переполнившей чашу терпения Хираньякашипу. Он сбросил Прахладу с коленей на пол, глаза его покраснели и запылали гневом, как в те мгновения, когда он сражается с полубогами.

Уберите отсюда этого мальчишку! — приказал он слугам. — Убейте его поскорее!

Хираньякашипу испытывал такую вражду к Господу Вишну, что и к Прахладе начал относиться, как к убийце своеш брата.8 По логике Хираньякашипу, Прахлада заслуживал смерти.

Мне довелось самому присутствовать при их разговоре — я стоял в толпе асуров, пришедших в тот день ко двору. Из того, что происходило дальше, я знаю лишь то, что касается

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2