Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Очерки ведической литературы - Страница 10

представляется та, по которой арии мигрировали в Индию извне. Но никто точно не знает, откуда они пришли, и об этом по-прежнему идут дискуссии" (20).

Профессор Вард Годденаух, лингвист, указывал, что в европейских теориях происхождения индоевропейцев, безусловно, присутствуют шовинизм и расизм. Например, ученые произвольно манипулируют разными данными, чтобы доказать европейское происхождение предков ариев (21).

Несмотря на крайнюю скудность материала, лингвисты любят строить гипотезы. Выдающийся санскритолог А. Б. Кейт как-то заметил, что если принимать лингвистический метод слишком буквально, то можно сделать вывод, что первые индоевропейцы употребляли сливочное масло, но не имели никакого понятия о молоке, что они знали про снег и ноги, но не знали про дождь и руки (22).

Сейчас дисциплина, именуемая лингвистической палеонтологией, как будто уже утратила уважение ученых. В 1971 г. замечательный лингвист Винифред Леман утверждал: „Ясно, что лингвисты-палеонтологи так переусердствовали, что полностью подорвали авторитет своей дисциплины" (23). Он настаивает на том, что нельзя пользоваться языком как единственным источником для воссоздания древней культуры. Но и до сих пор лингвистические теории о происхождении Вед и связанной с ними культуре остаются ведущими в академических описаниях ведического периода.

Для определения возраста древних языков Морис Свадеш недавно предложил лингвистический метод, названный им глоттохронологией. Этот метод построен на том предположении, что на временных отрезках продолжительностью более тысячелетия изменения в словарном составе языка происходят с постоянной скоростью, которую можно измерить. Ученые применяли этот метод, чтобы датировать традицию устной передачи Вед и определить время появления конкретных произведений. Но сами лингвисты говорят, что „ как бы ни был совершенен этот метод, датировка с его помощью все равно будет носить вероятностный характер" (24). Глоттохронология построили диаграммы, позволяющие определять промежутки времени, которым можно с девяносто процентной вероятностью приписать дату возникновения данного образца языка. Однако чем продолжительнее период времени, когда данная литература, в принципе, могла появиться - тысячи лет в случае ведической литературы - тем менее точно может быть определена дата. Разброс в этом случае возрастает настолько, что метод превращается в наукообразное гадание. Чарльз Хоккетт, критикуя лингвистический подход, пишет: „Хотя самая вероятная дата этого события - 40 тыс. лет тому назад, но девяносто процентная вероятность достигается только на отрезке времени от 90 тысяч лет в прошлое до 10 тыс. лет в будущее. Очевидно, что такой результат не может принести никакой пользы" (25). Но при всех своих несовершенствах, глоттохронология остается лучшим, из имеющихся на сей день, методов определения возраста древних языков. Однако и она не дает ничего определенного для понимания происхождения и истинного смысла ведической литературы.

02.5 Резюме.

Как мы показали, свидетельства о ведическом периоде, полученные эмпирическими методами, очень скудны и фрагментарны. В распоряжении ученых есть лишь несколько твердо установленных фактов, на основании которых можно делать зрелые и обоснованные выводы. Соответственно, полная разработанная во всех деталях картина ведической истории, предлагаемая ими, представляется сомнительной и гипотетической. Безусловно, эта гипотетическая картина - результат сложных исторических, археологических и лингвистических исследований - заслуживает внимания. Но между тем, индологам следовало бы помнить, что между строго установленными фактами и гипотетическими построениями имеется некоторая разница.

В действительности западные ученые никогда не понимали истинного значения ведических шастр. Например, начальному периоду изучения Вед присущ далеко не объективный подход к ним. В XVIII - начале XIX века первые индологи такие, как сэр Вильям Джонс, Гораций X. Вильсон, Теодор Гольдштукер и сэр Моньер-Вильямс исследовали ведическую культуру, имея в виду вытеснение ее культурой христианской (26). Естественно, это наложило свой отпечаток на их исследования. Когда миссионерские тенденции несколько ослабли, американская школа трансценденталистов (Генри Дэвид Торо, Ральф Вальдо Эмерсон и т.д.) предприняла попытку понять подлинный смысл Вед. Однако можно с уверенность утверждать, что змпирико-исторический подход свел на нет эти усилия прежде, чем они смогли принести какие-либо плоды. А поскольку по своей сути ведический подход не укладывается в рамки эмпирического анализа, то и современные индологи тоже оказались неспособны изучать Веды с точки зрения самих Вед. В этой связи будет, видимо, уместно выслушать, что говорят о себе сами Веды. В противоположность фрагментарным, умозрительным или, в лучшем случае, неполным представлениям о Ведах западных ученых, такой подход поможет нам понять широкий круг произведений, причисляемых к ведической литературе, как возвышенное и связное целое.

03) Основные элементы ведической мысли.

Человек, приступающий к изучению ведической литературы, может не знать санскрита, но он должен понимать много санскритских терминов. Простого запоминания слов еще недостаточно; сами Веды указывают, что для понимания таких терминов, как Бхагаван, Параматма и Брахман, человек должен находиться на трансцендентном уровне, или, иными словами, достичь самореализации. Он должен на своем опыте постичь различие между материей (джада) и духом (Брахман), природой иллюзии (майй) и Верховного контролирующего (Ишвара). Так как в английском языке нет точного эквивалента многим словам таким, как, например, «дхарма» и «раса», то для изучающего ведическую литературу еще в большей степени необходим свой личный опыт и внутреннее осознание вещей, о которых идет речь.

Чтобы составить себе отчетливое представление о смысле санскритских терминов, изучающему Веды вначале необходимо знать их простое буквальное значение.

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8