Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Очерки ведической литературы - Страница 11

Избегая аллегорических толкований и спекуляций, он избежит ненужной путаницы. Иначе говоря, продвижение ученика будет более быстрым, если он примет непосредственный смысл терминов, данный в шастрах, и не станет обращать внимания на их косвенные значения, о которых толкуют некомпетентные комментаторы. Ведическую литературу нетрудно понять, если знать изначальный смысл терминов, которыми пользуются шастры.

03.1 Три аспекта Абсолюта.

Ведическая литература говорит о трех аспектах Абсолютной Истины: Бхагаване, Параматме и Брахмане. Упанишады сосредоточивают внимание на Брахмане, системы йоги - на Параматме, Бхагавад-гита и Пурины - на Бхагаване. Бхагавата-пурана (1.2.11) утверждает, что в действительности все три аспекта суть одно, рассматриваемое под разными углами зрения: „Ученые трансценденталисты, которым ведома Абсолютная Истина, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном" (1).

03.1.1 Брахман.

Слово «Брахман» относится к имперсональному, всепроникающему аспекту Абсолютной Истины. Многообразные космические проявления - движущаяся и неподвижная материя, атомы, тела, планеты, пространство - преходящи и не являются конечной причиной самих себя. Все это исходит из вечного Брахмана. Веданта-сутра (1.1.2) определенно утверждает: джанмадй асйа йатах: „Начало всему - Верховный Брахман" (2). Мундака-упанишада (2.2.10-12) описывает это так:

Он - лучезарный, свет светов,

То, что воистину знают постигшие душу!

Солнце, луна и звезды меркнут пред Ним,

Вспышки молнии тусклы - куда земному огню!

Сиянье всего - только отблеск Его света.

Светом Его озарен весь этот мир,

…спереди …сзади, справа и слева,

Снизу и сверху - всюду распростерт Он (3).

Радхакришнан пишет, что Брахман „не может быть определен в категориях логики или лингвистических символах. Он есть непостижимый ниргуна (не имеющий качеств) Брахман, чистый Абсолют" (4).

Брихад-аранйака-упанишада (3.9.26), описывает философов Брахмана как тех, кто ищет корни бытия в материи, но находит только нети, нети - „Он не то и не это" (5). Когда человек постигает Брахман, ему открывается единое имперсональное начало всего сущего.

03.1.2 Параматма.

Атма значит «я». Томас Хопкинс пишет: „Атман отличен от грубого физического тела, это внутреннее «я», принцип, или энергия, которая определяет существо человека" (6). Ведическая философия утверждает вечность и индивидуальность этой сущности, которая не разрушается, когда гибнет тело. На поле битвы Курукшетра эти слова Кришны стали единственным источником утешения для Арджуны:

„Не было времени, когда бы не существовал Я, ты или все эти цари, и в будущем мы никогда не прекратим своего существования…. Для души (атма) не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, она никогда не исчезнет. Она нерожденная, вечная, неумирающая, изначальная. Она не знает погибели, когда погибает тело" (7).

Атма, индивидуальная душа, отлична от Параматмы (Высшей души, или Сверхдуши, стоящей над атмой). Слово парама значит «верховный и трансцендентный», и как это описывает Катха-упанишада (1.2.20). Параматма и атма подобны двум птицам, сидящим на одном дереве:

„Обе они - и Сверхдуша (Параматма), и индивидуальная атомарная душа (джива-атма) - располагаются на одном и том же дереве тела, пребывая в сердце живого существа. Только тот, кто освободился от всех материальных желаний, равно как и от всех скорбей и сожалений, может по милости Всевышнего постичь величие души" (8).

Осознание своей вечной связи с Параматмой составляет цель мистической аштанга-йоги, которой учил Патанджали (автор Йога-сутры). Согласно Бхагавад-гите, „ …некоторые постигают Сверхдушу (Параматму) посредством медитации" (9). Йог, достигший совершенства в медитации, достигает состояния, которое называется трансом, или самадхи:

„На стадии совершенства, называемой трансом, или самадхи, ум человека, благодаря занятиям йогой, полностью отвлекается от материальной умственной деятельности. Эта ступень характеризуется способностью человека осознавать свое «я» чистым умом и черпать радость в себе самом. В этом радостном состоянии человек испытывает безграничное трансцендентное счастье, ощущаемое через трансцендентные чувства. Утвердившись в этом, он никогда не отклоняется от истины, и, достигнув ее, понимает, что нет большего выигрыша. В этом состоянии человек не испытывает потрясений даже перед лицом тягчайших бедствий. Поистине, это и есть настоящая свобода от всех страданий, возникающих от соприкосновения с материей" (10).

Это состояние приходит, когда мистик видит трансцендентную форму Бога в своем сердце. Хотя увидеть Сверхдушу могут только подлинные мистики, она находится в сердце каждого живого существа, независимо от того, осознают Ее, или нет. „Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение" (11). Параматма руководит воплотившейся душой, наблюдает за всеми ее действиями и награждает ее результатами этих действий. „Сверхдуша входит в тела сотворенных существ, находящихся под воздействием гун материальной природы, и побуждает их наслаждаться результатами этого в уме. имеющем тонкую природу" (12).

Осознавшие Параматму йоги, зная, что Сверхдуша находится вместе с индивидуальной душой во всех материальных телах, одинаково смотрят на все существа. „Смиренный мудрец, благодаря истинному знанию, не делает различия между ученым и благородным брахманом, коровой, слоном, собакой и собакоедом (неприкасаемым)" (13). Действительно, осознавшие Параматму йоги одинаково смотрят на все проявления бытия. „Такой человек достигает трансцендентного уровня и полностью владеет собой. Он не видит различий между галькой, камнем и золотом. Тот, кто, сравнивая все со своим «я», видит истинное равенство всех существ, как в счастье, так и в несчастии, о Арджуна, является совершенным йогом" (14).

03.1.3

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9