Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Очерки ведической литературы - Страница 12

Бхагаван.

Реализация Бхагавана - это теистическое видение Абсолютной Истины как Верховной Личности, свойства которой невозможно постичь (15). Парашара Муни определяет Бхагавана как Верховную личность, обладающую беспредельными красотой, знанием, силой, славой, богатством и отречением. Хотя концепция творения предполагает наличие многих великих личностей (или иначе, полубогов), в полном смысле слово Бхагаван относится только к Верховному существу, Самому Господу.

Бхагаван есть наивысшее проявление Абсолюта. Он - Верховный Брахман (Парабрахман) и источник Параматмы. Как мы отметили раньше, Веданта-сутра (1.1.2) утверждает, что Абсолютная Истина является источником всех проявлений: джанмадй асйа йатах. Далее, Веданта и Пурины утверждают, что являясь источником всего, Абсолют должен обладать интеллектом и сознанием. Эти качества присущи личности, и этот верховный личностный аспект Абсолютной Истины называется Бхагаван. Если Брахман лишен материальных свойств и качеств, то Бхагаван обладает трансцендентными качествами. Все существа пребывают в Брахмане, а сам Брахман пребывает в Верховной Личности. Веды говорят о Брахмане, как об излучении (брахмаджйоти) трансцендентного тела Верховной Личности Бога. Брахма-самхита (5.1) утверждает, что Бхагаван есть сач-чид-ананда-виграхах - личностная форма вечности, знания и блаженства (16).

Имперсональный Брахман проявляет только аспект Абсолюта сат (его вечность). Брахман относится к Бхагавану так же, как солнечный свет - к солнцу. Солнечный свет - это излучение Солнца, и он не может существовать сам по себе. Параматма проявляет аспекты Абсолюта сат и чит (знание), но только Бхагаван полностью проявляет все три аспекта. Таким образом, Бхагаван есть полное воплощение (виграха) сач-чид-ананды.

Каждое высказывание Господа Кришны в Бхагавад-гите предваряется словами: шри бхагаван увача: „Верховная Личность Бога, Бхагаван, сказал". Далее, Бхагавад-гита устанавливает, что Бхагаван, Кришна, есть конечная истина: „Нет истины превыше Меня" (17). Брахма-самхита подтверждает это: ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах: „Кришна, трансцендентная форма которого исполнена вечности, блаженства и знания, является верховным властелином" (18). А Бхагавата-пурана (1.3.28) указывает, что все аватары происходят от Верховного Бхагавана (Кришны) (19).

В известном смысле, Бог, или Бхагаван, не имеет имени, но Его действия наделяют Его множеством имен. «Кришна» - имя, которое означает «всепривлекающий», главное среди них, потому что, по определению Парашары Муни, Верховная Личность Бога должна быть всепривлекающей, то есть обладать всеми богатствами. Чтобы принять участие в различных играх (лилах), цель которых - доставить Ему наслаждение и обеспечить сотворение и сохранение вселенной, Бхагаван Кришна проявляет такие формы, как Нараяна, Васудева и Маха-Вишну. Имя «Кришна» (всепривлекающий) также подразумевает имя «Вишну» (всепронизывающий). Имя «Бхагаван» (Владеющий всем) – имена "Ишвары» (Верховного повелителя) и «Пуруши» (Верховного наслаждающегося). Рупа Госвами в Лагху-бхагаватамрите так говорит об именах, данных Абсолюту:

„Описывая близкие отношения, в которых Шри Кришна, изначальный Господь, находится со Своими преданными, Пурины называют Его различными именами. Иногда Его зовут Нараяна, иногда - Упендра (Вамана), младший брат Индры, царя небес (упа-индра), а иногда - Кширодакашайи Вишну. Иногда Его называют тысячеглавым Шеша-нагом, а иногда - Господом Вайкунтхи" (20).

Когда ищущий осознает Бхагавана, Верховную Личность Бога, он одновременно постигает Брахман и Параматму. Как мы увидели, и без того неотделимые друг от друга, три аспекта Абсолюта все вместе присутствуют в Бхагаване.

03.2 Три энергии Абсолюта.

03.2.1 Чит.

Чит-шакти - это духовная энергия Абсолютной Истины. Бхагаван, Верховная Личность, есть источник всех энергий, и посредством Своей внутренней энергии чит Он творит вечное царство Бога и Своих вечно освобожденных спутников, не знающих оков материи. „Подобно тому, как майя из пяти элементов строит эту материальную вселенную, так и духовная потенция (чит) построила духовный мир" (21). Название духовной вселенной - Вайкунтха, «место, где нет тревог». Бхагавад-гита говорит, что эта вселенная вечна и остается даже после разрушения материальной вселенной.

„Но существует другая непроявленная природа, вечная и трансцендентная к проявленной и непроявленной материи. Это высшая природа, и она никогда не уничтожается. Когда все в мире уничтожается, она остается неизменной. Ее называют непроявленной и совершенной. Она суть высшее назначение. Тот, кто приходит туда, никогда не возвращается назад. Это Моя высшая обитель" (22).

Духовная вселенная, Вайкунтха, вечна. Это значит, что в ней не действуют неумолимые законы материального мира, где все живое подвергается страданиям рождения, смерти, старости и болезней. Когда Бхагаван является в материальной вселенной как инкарнация (аватара), материальные законы невластны над Ним, так как Он все время остается в Своей внутренней духовной потенции (чит).

03.2.2 Джива.

Глагольный корень джив означает «жить, быть, оставаться в живых». Существительное джива обозначает индивидуальное живое существо, или душу. По ведическим представлениям, живое существо (джива) отделено от тела, хотя индивидуальная душа (джива) и пребывает внутри каждого тела, включая людей, зверей, птиц и растения. Индивидуальное сознание - признак того, что в теле присутствует джива.

Хотя тело бренно, джива вечна. „Знай, что то, что объемлет все тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу" (23). Бхагавата Пурина так говорит о величине дживы: „Существует бесчисленное множество духовных атомов, размер которых равен десятитысячной части кончика волоса" (24). Ясно, что дживу невозможно воспринять материальными чувствами.

Согласно представлениям Вед, сознание происходит не от сочетания материальных элементов; это признак присутствия в теле дживы. Когда она покидает тело, сознание также покидает его, и

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10