женщин, а потому временные роли людей, основанные на телесных различиях, не мешали ему видеть истину. Он понимал, что критерий разума определяется не материальными понятиями - полом, расой или национальностью - но тем, насколько сильно стремление человека к духовной жизни.
В ответ на вопрос одной из преданных на ту же тему, Прабхупада ответил:
- Разумеется, ты не женщина. Ты преданная.
Шрила Прабхупада согласился встретиться с несколькими профессорами - знакомыми Равиндра-Сварупы. Равиндра получил степень бакалавра по философии в университете Пенсильвании и степень магистра гуманитарных наук в Университете Темпл, где продолжал писать диссертацию на степень доктора. В свое время он ушел из Университета, считая его частью мира майи, и полностью посвятил себя сознанию Кришны, но Прабхупада вдохновил его вернуться и продолжить научную карьеру.
Беседуя в Филадельфии с учениками, Прабхупада всегда выступал против индуктивного подхода в науке. На одной из утренних прогулок Равиндра-Сварупа сказал:
- Прабхупада, индуктивный метод, подобно вам, подвергали критике Джон Стюарт Милль и Бертран Рассел, но они стали скептиками. Они говорили, что знания вообще не существует.
- Это еще одна глупость, - ответил Шрила Прабхупада. - Очередная теория: "Раз у меня не получилось, значит, знания не существует".
Доктор Йогеш Патель, индийский ученый, специалист в области буддизма, получивший западное образование, преподавал в Темплском Университете религиоведение. Как-то раз, после полудня, д-р Патель в сопровождении двух аспирантов, зашел к Прабхупаде, когда тот у себя в комнате беседовал с учениками. Равиндра-Сварупа представил гостей.
Прабхупада: Вы преподаете индуизм?
Д-р Патель: Да.
Прабхупада: Что же такое индуизм?
Д-р Патель: Не знаю. Вы скажите мне, что такое индуизм.
Прабхупада: Как не знаете? Как же вы можете преподавать индуизм, если не знаете, что это такое? Здесь присутствует наш д-р Сварупа-Дамодара. Он тоже доктор наук. Давайте послушаем его мнение. - (Повернувшись к Сварупа-Дамодаре): - Что вы думаете по этому поводу? Он преподает, но не знает, что.
Сварупа-Дамодара: Обманщик, Шрила Прабхупада. Такого человека называют "обманщиком".
Прабхупада: Итак, вы слышали его мнение? Вы обманщик.
Д-р Патель рассердился и повысил голос. Тотчас же между ним и Шрилой Прабхупадой разгорелся горячий спор.
Д-р Патель: Научите меня! Если я сказал, что не знаю, что такое религия, тогда научите меня.
Прабхупада: Духовный учитель вам не слуга. Сначала обрейте голову, как мои ученики, тогда я вас научу. Вы должны кланяться духовному учителю и предаться ему. Тогда он откроет вам истину.
Д-р Патель ответил, что он поклонился Прабхупаде, когда только вошел в комнату.
Прабхупада: Тогда мое первое наставление вам таково: прекратите обманывать.
К этому моменту оба - и Шрила Прабхупада, и д-р Патель - разговаривали на повышенных тонах. Большинство преданных просто онемели. Некоторые, вроде Брахмананды Свами, почувствовали желание каким-то образом побыстрее закончить эту встречу.
Прабхупада: Вы спросили меня, что такое религия. Мой ответ таков: сарва-дхарман паритьяджья. Кришна говорит: религия - это шаранам враджа - полное предание.
Д-р Патель: Что вы понимаете под "преданием"?
Прабхупада: Вы не знаете, что значит предание? Дайте словарь, посмотрим.
Д-р Патель (крича): Нет! Я хочу знать этимологическое значение санскритского слова "предание"!
Прабхупада: Вам не нужен духовный учитель. Вам нужен учитель санскрита. Мы не можем больше попусту тратить на вас время.
Воспользовавшись удобным моментом, Брахмананда Свами наклонился к д-ру Пателю и попросил его выйти, пока тот "не опустился до оскорблений". Д-р Патель и Брахмананда Свами встали и вместе покинули комнату.
Шрила Прабхупада дрожал от гнева. Старшие преданные с упреком смотрели на Равиндра-Сварупу. Как мог он привести такого типа на встречу с Прабхупадой? Равиндра-Сварупа был ошеломлен и напуган. Никогда прежде он не видел Прабхупаду в таком гневе.
На следующее утро, проведя ночь без сна, Равиндра-Сварупа подошел к Прабхупаде с заранее подготовленными извинениями.
- Шрила Прабхупада, - начал он. - Я очень прошу вашего прощения за то, что вчера привел к вам этого профессора. Я и не предполагал, что он такой негодяй.
Шрила Прабхупада удивленно посмотрел на него:
- О, ничего страшного, - Прабхупада, выдержал паузу и с тихим удовлетворением добавил: - По крайней мере, мы как следует его наказали.
К Прабхупаде приходил еще один преподаватель индуизма, д-р Томас Хопкинс, но его отношение было совсем другим: с самого