Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

ПЛ 46 Проповедь Америке (1 часть) - Страница 20

начала они с Прабхупадой почувствовали взаимопонимание. Д-р Хопкинс спросил Прабхупаду о связи "Бхагавад-гиты" с "Шримад-Бхагаватам" и Прабхупада ответил, что к изучению "Бхагаватам" приступают после изучения "Гиты". "Бхагаватам" начинается там, где заканчивается "Гита".

Д-р Хопкинс: Если бы кто-нибудь попросил вас поделиться, скажем, одним или двумя стихами из вашего труда, какие бы стихи вы привели?

- Об этом говорится в двух стихах, - ответил Прабхупада. - Дхармасья хй апаваргасья...

Прабхупада попросил зачитать перевод: "Любая предписанная деятельность (дхарма) предназначена, несомненно, только для достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, тот, кто занимается таким высшим служением, никогда не должен использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств".

Прабхупада попросил прочитать комментарий и пояснил подробнее, что люди гонятся лишь за материальными благами, пренебрегая истинной целью жизни.

Д-р Хопкинс: Вы думаете, что это самое важное послание для человечества?

Прабхупада: Это самое важное послание, потому что вы не материальное тело. Предположим, у вас есть рубашка. Если вы будете беречь только рубашку, но при этом пренебрегать самим человеком, свидетельствует ли это о большом разуме? Подобным образом мы - души, а тела подобны одежде. Все в этом материальном мире озабочены только телом. Никто не ведает о душе и ее потребностях.

Казалось, д-ру Хопкинсу понравилось такое широкое определение вайшнавизма. В ответ на вопрос о Шиве, Прабхупада объяснил, что, хотя Господа Шиву не следует ставить на один уровень с Господом Вишну, он является лучшим из вайшнавов, главным преданным Вишну, и ему можно поклоняться как вайшнаву.

На вопрос о Господе Раме Шрила Прабхупада, к удовлетворению профессора, ответил, что Рама - воплощение Кришны. Прабхупада объяснил, что Мадхва, Рамануджа и Вишну Свами были "великими ачарьями". Тогда д-р Хопкинс спросил о Тукараме, святом из Махараштры.

Прабхупада: Да, Тукарам считал Вишну Верховным Господом. Он следовал методу Чайтаньи Махапрабху - санкиртане, и принимал Чайтанью Махапрабху своим гуру. Поэтому между Тукарамом и Чайтаньей нет разницы.

Д-р Хопкинс: Значит, Господь Виттхала - это Господь Кришна?

Прабхупада: Господь Виттхала - это Вишну.

Д-р Хопкинс: А Альвары из Тамил-Наду, Адиваси - вы принимаете и их учения? Иными словами, с одной стороны - учение вайшнавов, с другой - все остальные?

Прабхупада: Да. Вайшнав и не вайшнав. В этом разница: персоналист и имперсоналист.

Д-р Хопкинс: Почитателей Шивы вы относите к имперсоналистам?

Прабхупада: Да, к имперсоналистам. Шанкарачарья говорил, что Абсолютная Истина, в конечном счете, имперсональна, и верующий может вообразить Абсолютную Истину личностью лишь для того, чтобы облегчить себе поклонение.

Д-р Хопкинс сказал, что, по его мнению, некоторые из почитателей Шивы все-таки являются персоналистами, но Прабхупада объяснил, какова, согласно Шанкаре, истинная психология шиваитов.

- "Сейчас я преданный, - сказал Прабхупада, - но как только я достигну совершенства, я стану Единым". Такова их теория. На начальном, несовершенном уровне, я поклоняюсь воображаемому образу Бога, но когда я стану совершенным, необходимость в поклонении отпадет, и я стану Единым.

Было заметно, что как ученый, д-р Хопкинс остался очень доволен услышанным объяснением философии Господа Чайтаньи Махапрабху. Когда Прабхупада упомянул, что смарта-брахманы также имперсоналисты, д-р Хопкинс удивился.

- Выявить, кто из них имперсоналист, а кто нет, очень сложно, - сказал Прабхупада. - Большинство из так называемых вайшнавов - имперсоналисты.

Д-р Хопкинс: То есть главный критерий, чтобы определить, кто является серьезным преданным, а кто нет, не в том, что человек предан сейчас, а в том, что он стремиться быть преданным всегда.

Прабхупада: Да, он должен быть нитья-юкта. Это значит "всегда".

Размышляя над этим критерием, д-р Хопкинс спросил о положении Шри Ауробиндо, который, казалось, был выше имперсонализма. Прабхупада согласился.

- Он говорил, что помимо философии Майявады есть кое-что еще, - объяснил Прабхупада. - Бхакти. Но Ауробиндо не понимал, что это такое, ибо не обучался этому у осознавших себя душ. Он все хотел понять сам.

Д-р Хопкинс: То есть его проблема заключалась в том, что он хотел достичь этого своими усилиями?

Прабхупада: Да. Он не пошел путем гуру-парампары. Поэтому путь его будет долгим.

Наконец, д-р Хопкинс сказал, что ему пора, и поблагодарил Прабхупаду за то, что тот уделил ему время и поделился знанием.

- Почему бы вам тоже не присоединиться к нам? - спросил Прабхупада. - К нам присоединяется все человечество.

Д-р Хопкинс ответил, что является давнишним другом преданных и подозревает, что это может закончиться

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18