рабо-
ту и оплачивать квартиру, и другие вещи первой необходимости.
Ну тут я не совсем согласен. Конечно, менеджер будет получать "зар-
плату", но пуджари (и иже с ними) - вряд ли. Храму гораздо выгод-
нее и удобнее найти брахмачари, которому ничего не надо, кроме пра-
сада (даже одежды - он просто сидит целыми днями в храме) и назна-
чить его пуджари или на любое другое место в храме. С проповедника-
ми не всегда так, но сейчас, по мере того, как становится все
больше опытных преданных, способных проповедовать, спрос на пропо-
ведников-грихастх падает, а их места занимают брахмачари. Ну а пос-
кольку менеджеры - это не та профессия, на которую есть много ва-
кансий, то всем будущим грихастхам рекомендую обратить большее вни-
мание на следующую часть ответа Яшоматинанданы Прабху.
Другой вариант -- это работать вместе с преданными. Здесь тоже есть
что-то, где бы мог помочь храм -- помочь создать сильную общину
грихастх. Кто-то рассказывал мне, что в Каунасе, преданный женится,
то община грихастх помогает ему с работой/бизнесом среди преданных,
даже, возможно квартирой. Так работают кланы в Узбекистане -- заме-
чательная система. Когда молодые люди женятся, то друзья и род-
ственники обеспечивают их буквально всем -- от чайной ложки до
квартиры. Это вопрос развития программы Нама-хатта, которую мы так-
же обсуждаем в конференции. В Бишкеке, например, мы уже начали ра-
ботать в этом направлении.
Это на самом деле самый лучший вариант, хотя чаще всего не совсем
осуществимый. Для этого нужен один опытный преданный, достигший оп-
ределенного успеха в бизнесе, вокруг которого будут собираться все
остальные.
Третий вариант -- это работать на "кармичской работе". Один предан-
ный очень уместно заметил, что не бывает кармической работы -- бы-
вает кармическое сознание. Конечно для этого (как, впрочем и вооб-
ще для грихастха ашрама) нужно быть зрелым -- духовно, физически/э-
кономичесчки, интеллектуально и эмоционально/социально. Преданный
может просто своим примером просто обращать все свое окружение в
преданных. Есть море тому примеров -- во многих ятрах, и уж тем бо-
лее зарубежом.
За рубежом большинство преданных работает именно на "кармической
работе". И это не сказывается на уровне их преданности или на отно-
шении к ним других преданных, насколько я знаю. Тут нам еще нужно
немножко расти, но я уверен, что скоро и в России (читай СНГ) к
этому будут относится нормально.
Если нет особой внешней квалификации, то можно учиться готовить и
продавать прасад, продавать благовония и т.д. Но так или иначе под-
держивать тело -- это головная боль каждого лично.
Кстати, один мой знакомый преданный в Киеве (точнее его жена) зара-
батывает на продаже пирожных 800 долларов в месяц, из них 400 от-
дает в храм, а 400 оставляет себе. Этого и ему хватает на вполне
безбедное существование, и храму польза. Причем сам он еще рабо-
тает в храме на стройке. Это очень хороший пример, и это совсем не
утопия, а вполне реальная возможность. Другой преданный, в Петер-
бурге (он живет в общаге с женой и годовалой дочкой, готовит пирож-
ки на общей кухне) за три месяца на пирожках заработал на восьмер-
ку (ВАЗ 2108).
Преданные не должны вешать на храм заботу о поддержании их тела.
Даже если преданный сделал для храма очень много, пока был брахма-
чари, став грихастхой, он не должен требовать, чтобы храм занял его
в несложном служении и платил за него большие деньги. Другое дело,
что храм должен тоже испытывать какое-то чувство ответственности по
отношению к этому преданному, но это больше вопрос внимания и ду-
ховной поддержки, поскольку обычно для храма слишком обремени-
тельно содержать много семейных пар, снимать им квартиры и пр., за-
нимая их таким служением, которое могли бы выполнять брахмачари
(см. выше о пуджари).
Ваш слуга.
Дорогие преданные, позвольте и мне поделиться своими соображе-
ниями на эту тему.
Шрила Прабхупада всегда подчеркивал, что семейная жизнь - это
огромная ответственность и если человек не готов к этой ответствен-
ности6 он не должен становиться мужем и отцом.
Мне кажется, именно в этом ключе должна вестись проповедь. Ко-
нечно мы не должны пугать "темным колодцем", но должны объяснять
все тяготы и перепетии семейной жизни и лучше будет если это будут
делать семейные люди, будут делиться своими реализациями с молоды-
ми бхактами.
На мой взгляд не совсем правильно то, что бхакты не хотят соз-
давать семью из-за того, что якобы