быть это и Ведическая традиция - когда будущие муж и жена
первый раз >встречаются на свадьбе (хотя в ШБ и Источнике при опи-
сании того, как женятся >великие мудрецы, зачастую можно видеть,
что по крайней мере один из супругов >испытывал сильную любовь к
другому, (хотя это слово обычно преданные не >используют в таком
значении, но не важно как мы это называем - суть не >меняется)), но
все преданные Запада воспитывались >именно в западной традиции, и
им довольно трудно бывает привыкнуть к >супругу, который им совсем
не нравится, тем более, что практика показывает, >что такие семьи
зачастую бывают очень не прочны. Поэтому, что касается меня, >то я
бы предпочел именно брак по любви.
После того письма я обратился с подобными вопросами к Навину Криш-
не Прабху и Матаджи Урмиле Прабху. Я вышлю то, что они написали от-
дельным письмом.
Хотел бы добавить к этому небольшое разъяснение. Так получилось,
что я сейчас перечитываю Бхагаватам и как раз добрался до Кардамы
Муни с Девахути. Насколько я понимаю, весь вопрос об "устроенных"
браках, естественно вытекает из вопроса о заботе о женщинах (мне
кажется, что это более адекватный русский перевод слова protection
в данном случае, чем защита). Забота о наиболее незащищенных чле-
нов общества (женщин, стариков, детей, коров, и как не странно, в
одном месте у Шрилы Прабхупады я видел в той же категории брахма-
нов). И я лично очень близко принимаю этот подход. Суть его в том,
что если есть кто-то, кто по-настоящему заботится о девушке до за-
мужества, он естественно будет беспокоиться о том, чтобы подыскать
для нее квалифицированного супруга. Я чувствую себя в ситуации нем-
ного напоминающей ситуацию Свайамбхувы Ману -- в моих регионах есть
несколько девушек, к которым я отношусь как к своим "дочкам". Они
очень замечательные и искренние преданные, и я бы хотел, чтобы они
получили в мужья достойных супругов, которые смогли бы заботиться о
них (и к своей грусти замечаю, что таких очень-очень немного). И
естественно, мне было бы небезразлично мнение друг о друге обоих.
Если бы кто-то действительно брал на себя ответственность за то,
чтобы заботиться о девушках, как, например Урмила в Штатах, то это
был бы идеальный вариант. Обычно молодые люди обращались в таких
случаях за помощью к своим старшим доброжелателям -- родителям, ба-
бушками, друзьям и т.д. Это вопрос культуры. Конечно, сейчас Ка-
ли-юга, и не смотря на всю маскировку в сари и дхоти, культура
взаимоотношений у нас в основном типично Западная, где женщин
больше эксплуатируют (это мое частное мнение). Но я однозначно сог-
ласен, что древний ИСККОНовский вариант, типа как с Говиндой Маха-
раджем (см раннее) не приемлим. Это индивидуальное решение. Я ду-
маю, что если бы в ятрах были уважаемые зрелые преданные, с которы-
ми можно было бы посоветоваться, то весь этот вопрос не был бы
столь болезненным... Это тоже вопрос образования.
Огромное спасибо за Ваше письмо, и прошу извинить, если ка-
кие то места оставили дискомфорт. Я уверен, что Кришна обязательно
поможет Вам преодолеть все временные трудности и разъяснить все
вопросы. Шрила Прабхупада хотел, чтобы все преданные жили счастли-
во в сознании Кришны, и, несомненно, его желание сбудется :)
Очень рад общению с Вами . Ваш слуга . ЯНД
Огромное спасибо за письма :)
Несколько комментариев.
>Преданные не должны вешать на храм заботу о поддержании их тела.
Даже >если преданный сделал для храма очень много, пока был брахма-
чари, >став грихастхой, он не должен требовать, чтобы храм занял
его в >несложном служении и платил за него большие деньги. Другое
дело, что >храм должен тоже испытывать какое-то чувство ответствен-
ности по >отношению к этому преданному, но это больше вопрос внима-
ния и >духовной поддержки, поскольку обычно для храма слишком обре-
менительно >содержать много семейных пар, снимать им квартиры и
пр., занимая их >таким служением, которое могли бы выполнять брах-
мачари (см. выше о >пуджари).
Один из путей решения этого вопроса - это прояснение взаимных
ожиданий. То есть преданный приходит в храм на определенное время
(которое может затем продляться) с целью получить те или иные кон-
кретные вещи, и обязуясь следовать определенным правилам. В соот-
ветствии с конкретным соглашением, храм берет на себя большие или
меньшие гарантии. Но это в интересах не только преданных, но и хра-
мах, иначе все не только переженятся, но и, живя отдельно, не бу-
дут проявлять особого энтузиазма в жизни ятры.
>Я боюсь, что в России все воспринимается немного неправильно, и
даже >если эта конференция будет под контролем старших преданных,
она может >превратиться неизвестно во что.