Человек, который привык задерживать позывы организма и испытывает
жажду, боль в эпигастральной области, истощен и имеет рвоту каловыми
массами, должен быть отвергнут врачом.
Практически все болезни возникают из-за преждевременного вызыва-
ния и задержки реализации позывов организма.
Для этих заболеваний существует бесчисленное множество методов ле-
чения. Не смотря на огромное количество всевозможных заболеваний, в
основном их причиной является дисбаланс Вата доша. Поэтому их лечат
посредством пищи, питья и терапии, очищающей каналы, по которым
движется Вата и помогающей ее движению в нижнюю часть организма.
Тот, кто хочет быть счастлив в этой жизни и в следующей, должен кон-
тролировать жадность (алчность), зависть, ненависть, ревность, любовь и
т.д., а также свои органы чувств.
Необходимо прилагать все усилия для своевременного выведения из
организма нечистот . Их накопление ведет к увеличению их количества,
что сокращает жизнь человека.
Доша, сбалансированные посредством Лангхана и Пачана терапии че-
рез некоторое время снова выходят из состояния равновесия, однако, если
они уравновешены путем Самшодхана (очищение организма), они не вый-
дут из состояния равновесия.
Врач, знающий подходящее время для каждой процедуры, назначит их
вовремя, а затем пропишет соответствующие тоники или афродизиаки.
Для того, кто истощен очищением организма, необходима легко усваи-
вающаяся и калорийная пища, например рис, рис, который зрел шестьде-
сят дней, пшеница, маш, мясо, гхи и др.; лекарственные препараты, полез-
ные для сердца (ума) в сочетании с увеличивающими голод, пищевари-
тельную активность и вкусовую чувствительность препаратами; масляный
массаж, легкий массаж, декоктовую и масляную клизму.
Болезни, возникающие из-за Бхута (духов, демонов, микроорганизмов,
паразитов и т.д.), Вища (яда), воздуха (циклоны, ураганы), Агни (огня,
электричества, радиации), Кщата (раны, ушибы), Бханга (переломы) и
т.д., а также вызванные Рага (желаниями, вожделением), Двеша (привыч-
ками), Бхайа (страхом) и т.д., известны как Аганту заболевания - возни-
кающие из-за внешних причин.
Недопущение неправильных действий (телом, умом и речью в стремле-
нии нарушить Законы жизни), контроль чувств, памятование о правилах
праведной жизни (и следование им), хорошее знание местности прожива-
ния и правильные привычки, знание времени (сезона, возраста) и себя са-
мого, мораль и нравственность, знание ритуалов, описанных в Атхарваве-
де, планирование действий в соответствии с рекомендациями гороскопа,
не вступление в контакт с Бхутами (демонами) - все это методы профилак-
тики болезней - как Ниджа (органических), так и Аганту (внешних), а
также способы их облегчения.
Накопление доша, возникшее в холодное время года, уменьшают вес-
ной, летом - в сезон дождей, в сезон дождей - осенью. Следуя этим пред-
писаниям, человек предохранит себя от болезней, возникающих из-за кли-
матических колебаний.
Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу,
кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не
привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторож-
ность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепроще-
ние и дружит только с праведными людьми будет свободен ото всех болез-
ней.
sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya -
Так заканчивается глава Роганутпаданийа (профилактика болезней),
четвертая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шри-
мад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.
Глава пятая
ДРАВАДРАВЙА ВИДЖНАНИЙА
(наука о жидкостях)
Aqato d(rvd(rVyiv&anIym?yay VyaXVyaSyam: -
sit h Smahura]eyadyo mhzRy: -
Сейчас мы поведаем главу Дравадравйа (наука о жидкостях), как пове-
дал Атрейа и другие великие мудрецы.
Зарождение жизни, насыщение, комфорт, здоровье, здоровье тела и
ума, освежающее действие, стимуляция интеллекта, тонкость вкуса и лег-
кая сладковатость, холодность, быстрая усвояемость, нектарность - каче-
ства Гангамбху (дождевой воды), падающей с неба и вступающей в кон-
такт с солнечными лучами, ветром и