Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: АШТАНГА-ХРИДАЯМ
------ Страница 12 ------

АШТАНГА-ХРИДАЯМ - Страница 12

или в домах, окруженных цветниками или гранатовыми садами, в одежде

смоченной прохладной сладковатой водой, обмахиваясь листьями манго,

как веером, всегда имея под рукой свежие плоды манго; спать на жесткой

постели, убранной цветами банана браминов, водяной лилии или лотоса,

максимально украшать жилище цветами; или прогуливаться около фонта-

на, вода которого ароматизирована ветиверией зизаниевидной и вылива-

ется из очень гладкого наконечника груди, рук или рта скульптуры, побе-

ждая жару.

Ночью надо спать на террасе, освещенной лунным светом. Люди, устав-

шие от жары, но удерживающие в равновесии свой ум, смогут восста-

новить силы с помощью умащения тела сандаловой пастой, украшения

цветочными гирляндами, ограничения сексуальной жизни, ношения тон-

кой и легкой одежды, обмахивания себя листьями пальмиры или длинны-

ми листьями лилии, сбрызгивания себя холодной водой, ношения гирлянд

из цветов корицы или жасмина, жемчужных и сандаловых украшений,

слушать голоса резвящихся детей, попугая и майны; рядом должны прогу-

ливаться женщины, прекрасные, как лотос, с цветами лотоса в волосах.

Во время сезона дождей, Агни, утомлявший человека на протяжении

лета, начинает снижать свою активность и выходит из состояния равнове-

сия (с помощью Вата и Капха доша). Они (доша) увеличиваются (обостря-

ются) из-за особенностей сезона, промоченной одежды, холодного и вне-

запного ветра, иногда приносящего с собой снег. Вода от постоянных дож-

дей становится грязной, кисловатой и все тепло нагретой за лето земли пе-

реходит на нее. За счет недостаточной силы Агни (пищеварения) доша на-

чинают друг друга выводить из состояния равновесия (тем самым порож-

дая множество заболеваний). В этом случае необходимо использовать все

основные методы балансирования тридоша и увеличения пищеваритель-

ной активности.

После завершения очистительных процедур (вамана, виречана), необхо-

димо сделать и Аштапана (декоктовую клизму). В пищу необходимо

употреблять горох, мясной бульон со специями, суп из дичи, супы из бо-

бовых, виноградное вино и выдержанные ферментированные декокты

(аришты), Масту (сыворотка, разведенная водой или кефиром) с солью и

порошком Панчакола (длинный перец, корень длинного перца, перец чаба,

имбирь, подорожник зейландский). Пить лучше прокипяченную дождевую

или колодезную воду. Пища должна быть кислая, соленая, жирная, сухая,

смешанная с медом и легко перевариваемая.

Человек не должен ходить пешком (а передвигаться на повозке, машине

и т.д.), пользоваться духами, спрыскивать свою одежду ароматическими

маслами, проводить время дома за интересными историями, избегать пере-

грева, переохлаждения, снега.

Противопоказаны речная вода, Удамантха (блюдо, приготовленное из

кукурузной муки, смешанной с топленым маслом), дневной сон, перенап-

ряжение и длительное пребывание на солнце.

У человека, который привык к холоду сезона дождей, но неожиданно

подвергается воздействию осенних солнечных лучей, Питта доша, слегка

уменьшившаяся за время сезона дождей, резко увеличивается. Именно по-

этому в это время рекомендуется прием Тикта гхрита (ее рецепт будут

описан в 19 главе Чикитша стханы), слабительного и кровопускание.

Человек должен есть горькую, сладкую или вяжущую пищу, легко пе-

реваривающуюся, например рис, горох, сахар, амалака, мед, трихозантес

двудомный и мясо диких животных.

Вода, в течение длительного времени днем нагретая жаркими солнеч-

ными лучами, ночью охлажденная лунным светом, очищенная светом

звезды Агастья , чистая, незагрязненная, балансирующая доша называется

Хамсодака. Она не продуцирует секрет внутри мелких каналов, тем самым

не блокируя их, не сухая (не создает сухости из-за нехватки смазки), для

питья она как Амрита (нектар бессмертия) и может использоваться для

разных нужд.

Вечера надо проводить на террасе, выкрашенной в белый цвет, нати-

рать тело сандаловой пастой, пастой из Vetiveria zizanoides или экстрактом

камфорной корицы, носить жемчужное колье и красивые одежды, гулять

при свете луны.

Следует избегать снегопада, использования щелочных субстанций, пе-

реедания тяжелой пищи, йогурта, жиров, масел, пребывания под прямыми

солнечными лучами, дневного сна, восточного ветра и алкоголя.

В холодное и в дождливое времена года в рационе должна преобладать

пища первых трех вкусов (соленая, кислая и сладкая); последние три -

весной; сладкий - летом; сладкий, горький и вяжущий - осенью; весной

еда и питье не должны содержать жиров; летом и в начале сезона дождей

они должны быть холодными, а в остальные сезоны - наоборот (теплые).

Так или иначе, вне зависимости от сезона, в идеале ежедневный рацион

должны входить все шесть вкусов (для поддержания здоровья), но все же в

каждый из сезонов должна преобладать пища соответствующего вкуса.

Неделя в начале и в конце каждого сезона называется Ритусандхи (со-

единение сезонов). В течение этого периода режим, указанный для преды-

дущего сезона должен очень плавно и постепенно сменяться режимом,

описанным для наступающего сезона. Нарушения этого правила ведут к

возникновению заболеваний, причиной которых является Асатмйа (сби-

тый режим, порядок).

sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya -

Так заканчивается глава Ритучарйа (годовой режим), третья в Сутраст-

хане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сы-

ном Шри Вайдйапати Симхагупты.

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10