Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Очищение
------ Страница 104 ------

Очищение - Страница 104

000-100 000 танков, причем немедленно.

Во-первых, как мы уже видели, это невозможно. Тем более

невозможно в один год. А во-вторых, что это за скачки? Что за

прыжки? Что это за шараханья? В начале года Тухачевский о

танках даже не вспомнил и в план их не включил, и в том же

году, когда план сверстали, утвердили и начали выполнять,

стратег опомнился...

Сверстать пятилетний план развития экономики страны

предельно трудно. Последующий опыт показал, что это вообще

невозможно - у нас была постоянная нехватка всего. Кроме

оружия, понятно. Год старались экономисты, кое-как увязали

показатели первого пятилетнего плана, и вдруг Тухачевский

выдвигает новые предложения. Коренной порок плановой системы в

том, что любые попытки изменить выбранный курс ведут к

разрушению самого плана. Если кому-то не дать запланированный

планом миллион тонн стали, то эффект от этого отразится на всей

экономике страны. Это примерно как из часов вынуть одно

колесико. Но Тухачевский предлагает не просто львиную долю

лучшей стали отдать на производство танков, речь идет о

переключении всей тяжелой промышленности на новую, неизвестную

ей продукцию. Но если не прокатывать рельсы, а вместо этого

катать броневые листы, то это отразится на всей транспортной

системе страны, а затем и на всей экономике. Если не варить

трубы, то и нефти нашим танкам однажды не хватит, то и

резиновых шин для автомобилей не будет. Если сократить или

вовсе прекратить производство паровозов и вагонов... Одним

словом, Тухачевский ломал план, который по его же заявкам и

составлялся.

Непосредственной угрозы войны в тот момент не было, потому

товарищ Сталин правильно решил: не танки сейчас нужны. Сталь

Сталин пустил на рельсы. Легкие рельсы заменялись тяжелыми,

одноколейные железные дороги превращались в двухколейные.

Конструкцию железнодорожных мостов усиливали. А рядом строили

новые мосты для второго пути. Старые, оставшиеся от Николая

"Овечки" меняли на мощные локомотивы ФД и СО, парк двухосных

двадцатитонных вагонов решительно дополнялся четырехосными

шестидесятитонными вагонами. Все это - стальной фундамент

будущей победы. А еще - Днепрогэс. Это алюминий для самолетов.

Это будущие наши танковые дизели В-2, лучшие в мире.

Все усилия - на Уралмаш, на Комсомольск, на Магнитку, на

Кузнецк. База нужна.

6

Представим себе, что план Тухачевского был принят.

Представим, что в 1928 году мы выпустили эти орды маломощных,

примитивных, предельно несовершенных танков. Через 13 лет, к

1941 году, все они проржавели бы насквозь, ибо хранить их было

негде. И устарели бы безнадежно. Но из-за этих танков мы

встретили бы войну с допотопной железнодорожной сетью, с

музейными паровозами и вагонами. Все те экономические чудеса,

которые Советский Союз продемонстрировал миру во время войны,

были бы невозможны. Подумать только, сколько краски надо было

бы тратить каждый год, чтобы закрашивать ржавчину на таких

несметных полчищах танков. Представим себе, что встретили мы

войну с этими допотопными ржавыми танками, но без Магнитки,

Танкограда и Кузбасса.

Защитники Тухачевского говорят, что все в его предложениях

правильно, только цифры надо было уточнить. Но если цифры

уточнить, то от предложений Тухачевского вообще ничего не

останется. Кроме безумных цифр, в них ничего не было.

Да и как уточнить? Про 100 000 танков не говорим. Это бред.

50 000 - тоже бред. Так сколько же тогда? 49 ООО? 48 ООО?

Невелика разница, экономика рухнула бы и от 47 000. Так сколько

же? Вдвое меньше? 25 ООО?

Примерно столько Советский Союз и имел к моменту