должны
принять во внимание:
Вы обладаете таким же стремлением, такой же потребностью, таким же
правом на счастье, свободу, внимание, уважение, любовь и т. д., как и ваш
ребенок.
Будем считать: теперь вы чувствуете готовность начать работать с той
конкретной проблемой, которая существует в ваших отношениях с ребенком.
Прежде всего давайте попытаемся понять: в чем же состоит ваша цель, к чему
вы стремитесь, чего хотите добиться от сына или дочери? Если вы сможете
прояснить для себя и удерживать в уме, то чего на самом деле хотите, общаясь
с ним или с ней, то у вас будет больше уверенности, что вы продвигаетесь к
данной цели, а не просто зарываетесь все глубже и глубже в ту исходную
стрессовую ситуацию, которая вам совсем не нравится. В чем же состоит ваша
цель?
В подобных случаях родители обычно стремятся одновременно к нескольким
целям, которые к тому же находятся как бы на разных уровнях. На более
непосредственном, конкретном уровне они прилагают все силы, чтобы изменить
некое поведение ребенка, которое, собственно, их и беспокоит.
Он не может продолжать заниматься воровством!
Он должен ходить в школу!
Я хочу, чтобы она приходила вовремя!
Я хочу, чтобы она прекратила ругаться!
Когда родителей просят объяснить, почему они хотят добиться именно этих
изменений, они обычно указывают на более отдаленные цели, относящиеся уже к
несколько более обобщенному уровню. Например:
Я хочу, чтобы он прекратил воровать, потому что: Я хочу, чтобы он был
честным человеком. Я хочу, чтобы он не попал в беду.
Он должен ходить в школу, потому что: Я хочу, чтобы он закончил среднюю
школу. Я хочу, чтобы он смог получить хорошую работу.
Она должна приходить вовремя, потому что: Я хочу, чтобы с ней не
случилось ничего плохого.
Затем, когда спрашиваешь родителей, к чему же они стремится в конечном
счете, что является целью воспитания детей в долговременной перспективе,
они, как правило, называют несколько очень общих целей.
Я хочу, чтобы он стал хорошим человеком.
Я хочу, чтобы она была счастливой.
Я хочу, чтобы у него в жизни были хорошие взаимоотношения с другими
людьми.
Если мы обобщим на самом высоком уровне все то, к чему, по мнению
родителей, стремится большинство из них, то получим следующую цель,
включающую в себя почти все частные цели:
Я хочу, чтобы мой ребенок стал порядочным, ответственным человеком,
способным принимать в отношении самого себя правильные решения.
Теперь мы отметим одну интересную особенность процесса достижения целей
в межличностных ситуациях. Мы обнаружили: этот процесс будет осуществляться
наилучшим способом и даст вам наибольшие шансы для достижения ваших целей на
всех уровнях, если вы забудете на время о целях более низких уровней и
направите всю свою энергию на достижение наивысшей цели. В действительности
вы не можете достичь многих целей более низких уровней, если будете
стремиться прямо и непосредственно к ним, и все попытки сделать это скорее
ухудшат, нежели улучшат вашу ситуацию. Попытки, предпринимаемые для того,
чтобы ваш ребенок прекратил воровать или начал ходить в школу, могут лишь
привести к увеличению случаев воровства и прогулов, особенно если (а именно
так часто и бывает), совершая все это, ребенок "награждается" вниманием
взрослых. Однако те же самые цели более низких уровней зачастую как бы
встают на свое место, когда вы стремитесь к более высокой цели. По этой
причине мы просим вас на некоторое время отодвинуть в сторону беспокойство
по поводу происходящего в отношениях с ребенком кризиса, конкретную школьную
проблему или проблему с воровством или нежелательными друзьями. Решая вопрос
о том, как повести себя во взаимоотношениях с ребенком, откажитесь от
желания подтолкнуть, направить его или ее к тому, что вы хотите в данном
конкретном случае. Вместо этого спросите себя: "Что я могу сделать в этой
ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным
принимать свои собственные решения?"
Глава 2
Передадим ребенку ответственность за его собственную жизнь