Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Подросток
------ Страница 21 ------

Подросток - Страница 21

из перечня самый значительный пункт, ответственность

за который вы можете без особого труда передать ребенку.

ЗАТЕМ: первоначально в воображении попрактикуйтесь несколько минут в

такого рода передаче ответственности. Расслабьтесь тем способом, который

помогает вам почувствовать себя в мире с окружающим, а потом несколько раз

проделайте в воображении следующие действия:

Представьте, что вы видите, как ваш ребенок совершает конретный

поступок. Как только вы сделаете это, вы почувствуете тот прежний, знакомый

вам эмоциональный толчок -- смесь беспокойства, гнева и беспомощности,

означающий примерно следующее: "Я должен что-то сделать; но из того, что я

могу предпринять, нет ничего, что было бы эффективным".

Затем представьте, что вы припоминаете: ответственны за это поведение

теперь не вы, а ваш ребенок, и вы не должны больше испытывать этот

неприятный эмоциональный толчок.

Ощущение облегчения и свободы -- как от сброшенного со спины груза --

начнет разливаться по всему вашему телу.

В этом состоянии облегчения и свободы, если оно првдет к вам, позвольте

себе проявить новый для вас интерес к тому, как же должен вести себя ребенок

теперь, уже без вашего ощущения ответственности за него. Пусть это будет

так, как будто вы читаете книгу, которая вам очень нравится и, как вы

знаете, хорошо кончается, но при этом не имеете никакого представления о

содержании очередной главы. Словом, вы можете с удовольствием ожидать

разного рода неожиданностей, зная в то же время, что герои книги в

безопасности и их ждет благополучное разрешение коллизии. Когда вы сможете

почувствовать подобный дружелюбный интерес, представьте себе, что вы

поворачиваетесь к ребенку и видите, что он как раз делает то, что относится

к перечню событий его жизни. Вы замечаете это с интересом и исходным

чувством доверия к тому, что подросток сможет успешно разрешить возникшую

проблему.

ТЕПЕРЬ: отрепетируйте обращение к сыну или дочери, в котором вы как бы

передаете ему или ей ответственность за данный пункт перечня. Это обращение

может звучать примерно так:

"Мет, я беспокоилась и сердилась из-за того, что в прошлый раз ты не

пошел в школу, и пыталась заставить тебя пойти туда.

Я долго думала об этом и теперь понимаю, что поступала глупо. Я не могу

заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, все это действительно твое

дело, так как влияет прежде всего на твою жизнь.

Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать правильные решения

относительно занятий в школе.

С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю

тебе: что бы ты ни решил, будет для тебя правильным.

Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать

тебе, если, конечно, ты об этом попросишь, но в целом все это теперь твое

дело".

Вы, возможно, заметили: в этом обращении всего шесть предложений, в

каждом из них подлежащим является местоимение "я", в обращении нет

вопросительных предложений. Мы называем предложения такого рода

Я-высказываниями. В этой книге мы еще поговорим об эффективных речевых

конструкциях, а сейчас лишь попросим вас как можно точнее придерживаться

следующего: высказывать только то, что вы чувствуете или собираетесь делать,

и не говорить сыну шги дочери, что он или она может или должен (должна)

делать. Сформулируйте то, что вы должны сказать в виде Я-высказываний,

произнесите это по возможности кратко и не задавайте вопросов (таких, как

"Почему ты не хочешь ходить в школу?", "Хочешь, я поговорю вместо тебя с

твоим учителем?", "Ты ходил сегодня в школу?" и т. д.).

ЗАТЕМ: отрепетируйте краткое высказывание в отношении тех аспектов

данного пункта, которые продолжают вас беспокоить. Например:

"Я не собираюсь вмешиваться в твои школьные дела; в то же время есть

кое-что, чего я хочу.

Я хочу, чтобы во время школьных занятий здесь не было твоих приятелей.

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19