Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Подросток
------ Страница 25 ------

Подросток - Страница 25

Таким образом, стремление контролировать жизнь ребенка в соответствии с

идеями, приведенными на с. 49--50, может ужасно вас расстраивать, если

контроль оказывается безуспешным. Если же этот контроль успешен, то ваш

ребенок может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ

жизни.

Теперь мы собираемся описать иную систему представлений, иную

философию, которая, по нашему убеждению, избавит вас от ряда проблем и будет

способствовать становлению более положительной самооценки как у вас, так и у

вашего ребенка. Эта философия представляет собой не набор готовых к

употреблению педагогических рецептов, но, скорее, несколько исходных

предположений, из которых вы сможете развить систему ваших собственных,

индивидуальных представлений.

Когда ребенок еще в младенческом возрасте, он или она нуждаются в

определенном уходе просто для того, чтобы выжить. Младенец должен быть

накормлен, вымыт, согрет. Поэтому одна из разновидностей любви, которую вы

выражали вашему ребенку-младенцу, состояла в заботе о его или ее телесном

благополучии.

Однако очень скоро ребенок вырастает из этих сугубо телесных

потребностей: начинает ползать, затем ходить, самостоятельно есть, одеваться

и умываться, начинает принимать на себя часть ответственности за себя и за

планы семьи. Телесные потребности маленького ребенка должны удовлетворяться

еще долгое время, но потребность в данном типе ухода постепенно уменьшается

и по существу исчезает в подростковые годы, а в некоторых социальных

сообществах даже гораздо раньше. Мы полагаем, что в идеальном случае вы как

родитель также вырастаете из вашего интереса предоставлять ребенку такого

рода уход.

Эта забота о телесном благополучии ребенка представляет собой, на наш

взгляд, лишь один из уровней родительской любви.

Существует второй уровень этой любви, который необходим ребенку

(впрочем, как и всякому человеку) для того, чтобы жить. Он необходим

настолько, что младенцы, не получающие такого рода любви, обычно погибают в

раннем возрасте. Это любовь-забота по отношению к тому внутреннему существу,

к тому внутреннему Я, которое по сути дела и есть человек, к той уникальной

энергии или активности, которая одушевляет человека. Можно сказать, что это

любовь к воплощенной в другом человеке способности принимать решения. С

самого начала ваш ребенок наделен неповторимыми индивидуальными способами

поведения, присущими только ему или ей. Развиваясь, они создают абсолютно

уникального человека, которого вы никогда не спутаете с кем-либо еще. Он или

она не только обладают уникальным набором генов, не только физически

уникальны (как уникальны, например, их отпечатки пальцев), но отличаются еще

и совершенно индивидуальными способами поведения. Он или она постоянно

принимают решения, которые вы не можете предвидеть и которые могут удивлять

вас: решения, с кем дружить, что предпочитать из еды, о чем думать и т. д.

Эти индивидуальные реакции и есть то, что для вас столь естественно любить,

чему столь естественно радоваться в вашем ребенке. Вы упускаете их из виду,

когда сосредоточиваетесь на том, что он "не должен" или, напротив, "должен"

делать. Эти индивидуальные реакции исходят из внутреннего Я человека, т. е.

из той его части, которая превращает его или ее в уникального человека.

Именно они позволяют отличить живого человека от куклы или робота; и поэтому

удовольствие, которое вы получаете от них, можно назвать "удовольствием от

проявлений жизни".

Это удовольствие от неповторимого способа жизни и уникальных решений

другого человека и потребность в них составляют то, что мы имеем в виду под

более высоким уровнем любви.

Предоставление ребенку любви этого рода -- самое главное, что вы можете

сделать для него или для нее.

И в определенном смысле вы уже делали все это на протяжении многих лет.

Вне зависимости от того, насколько негативны ваши переживания по поводу

ребенка в данный момент, у вас вообще не было бы каких-либо отношений с ним

или с ней, если бы в самом их основании не было бы исходной заботы о других

как людях. Однако и этот вид любви может быть скрыт у родителей за иными

способами поведения, связанными главным образом с разного рода

обязанностями. Поэтому мы расскажем вам, как следует проявлять такого рода

любовь по отношению

Навигация:

Страница 27
Страница 26
-- Страница 25 --
Страница 24
Страница 23