Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Подросток
------ Страница 27 ------

Подросток - Страница 27

общаются и

разговаривают с ними лишь потому, что, по-видимому, не чувствуют себя

ответственными за принимаемые ими решения. Если ребенок неряшливо одевается

или часами смотрит телевизор, то сосед может просто заметить это, его

настроение от этого не изменится, и он не скажет: "Тебе следовало бы носить

более приличную одежду" и т. д. Почему бы и родителю не освоить аналогичную

установку и не стать более свободным, чтобы получать больше удовольствия от

общения с собственным ребенком?

Не зная всего этого, вы каждый раз могли встречать ребенка со следующей

мыслью: "Она должна вести себя так-то и так-то; я еще посмотрю, делает ли

она то, что должна делать" и "Я одобрю или же не одобрю то, что она делает".

Если же вы хотите получать больше радости и удовольствия от общения с

ребенком, постарайтесь заменить мысль: "Хотел(а) бы я знать, встала ли она

наконец?" -- свободным и нейтральным чувством любознательности, так что вам

уже не нужно будет ни одобрять, ни осуждать, но лишь радоваться

происходящему, как если бы вы просто смотрели интересное представление. Вы

увидите, что ваш ребенок постоянно вас удивляет; и что одно из огромных

преимуществ быть родителем как раз и состоит в том, чтобы уметь радоваться

этим постоянным сюрпризам. Вы обнаружите также: иногда вы знаете гораздо

больше, чем ребенок, и прекрасно видите, что он или она явно идут в сторону

некоторых неприятных, болезненных последствий. Однако наилучшее, что вы

можете сделать в подобной ситуации,-- просто высказать, констатировать свое

опасение, а затем дать возможность этим последствиям произойти.

Представьте себе: вы наблюдаете за тем, как бабочка старается выбраться

из кокона. В действительности бабочка должна приложить немало усилий и в

этом смысле испытать много "страданий", выбираясь из кокона, если тот

достаточно неподатлив, прежде чем, взмахнув крылышками, полететь; если же ей

"помочь" выбраться из кокона, то она скоро умрет. Зная это и понимая, что

сын или дочь принимают решения, которые непременно приведут к неприятностям,

разумный родитель тем не менее позволит ребенку принять их и сможет

по-настоящему оценить и испытать радость от человечности и неизбежности

происходящего, потенциальных возможностей и новизны, заключенных в подобного

рода ситуациях.

Короче говоря, для того чтобы вы смогли совершить данный шаг, мы

советуем вам позволить себе радоваться живости и непредсказуемости ребенка

-- даже если то, чем он или она удивляют вас, поначалу вызывает лишь тревогу

и беспокойство.

Если же вы хотите получить конкретные рекомендации, как можно увеличить

радость и удовольствие от общения с ребенком, попробуйте проделать следующие

упражнения:

Составьте для себя список из десяти поступков ребенка, которые удивили

вас или были неожиданными. Попробуйте теперь найти в каждом из этих

поступков такие стороны, которые могут вызвать у вас ощущения радости,

удовольствия, воодушевления. Определите, что в каждом конкретном случае

кажется вам наивным в поведении ребенка, или напоминает ваши собственные

поступки в прошлом, или же -- насколько тот или иной поступок характерен

только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие

стороны каждого из этих поступков, которые позволили бы вам сказать: "Я

понимаю, почему она так сделала!"

Если же вам будет трудно проанализировать это, попытайтесь тогда

предсказать, что сделает или скажет ребенок в течение следующих пяти минут.

Скажите что-нибудь ему или ей, например: "Мне на самом деле интересно, что с

тобой сейчас происходит" -- и посмотрите, удалось ли вам угадать, каким

будет его или ее ответ. Если вам удалось точно предсказать его, порадуйтесь

тому, что были правы; если же ошиблись, порадуйтесь непредсказуемости и

неожиданности ответа/

Подумайте о том, к чему стремится, чего хочет ваш ребенок. Обратите

внимание, есть ли у вас, когда вы думаете об этом, хотя бы малейшее

понимание ребенка и желание, чтобы он добился желаемого. Это ощущение--

желание, чтобы ребенок имел или делал, что хочет, и был, кем хочет,-- и есть

одно из проявлений той любви и той радости, о которых мы вам рассказываем.

Третий шаг, который вы можете предпринять, что(хл проявить свою любовь

к

Навигация:

Страница 29
Страница 28
-- Страница 27 --
Страница 26
Страница 25