скорее всего, сформируются у ребенка):
Родитель
Я отвечаю за то, что делает мой ребенок.
Он не будет делать этого.
Она не может принимать решения.
Она глупа.
Он ненормален.
Ее следует ценить лишь постольку, поскольку она является "хорошей":
посещает школу, подчиняется, следит за собой, вежлива, исполнительна.
Она не может заботиться о себе.
Ребенок
Папа (или мама) отвечает за мои действия; я не отвечаю за то, что
делаю.
Я не буду делать этого.
Я не могу принимать решения.
Я глупа.
Я ненормален.
Меня ценят лишь за то, что я соответствую желаниям других людей.
Решения, которые я принимаю для самой себя, ничего не стоят.
Я не могу заботиться о себе.
Нам хотелось бы, чтобы вы тщательно проанализировали сам способ вашего
мышления и изменили в позитивном направлении каждое их этих убеждений.
Например:
Родитель
Мой ребенок отвечает за то, что делает. В любой ситуации он сделает
так, как будет лучше для него.
Она может принимать решения.
С ним все в порядке. Я могу доверить ему заботу о самом себе.
Я не знаю, что он сделает в следующий раз, а ведь это так интересно...
Ребенок
Я отвечаю за свои действия. Конечно, я так сделаю.
Конечно, я могу принимать собственные правильные решения.
Со мной все в порядке. Я могу и буду заботиться о себе.
Я не безразличен маме, и она верит, что решения, которые я приму, будут
для меня правильными.
Если изменение образа мышления в направлении, показанном этими
перечнями, всерьез заинтересовало вас, мы рекомендуем вам сделать следующее.
Вам понадобятся небольшой блок писчей бумаги или несколько небольших
карточек для записей и авторучка или карандаш, которые вы могли бы носить с
собой на протяжении нескольких дней. Затем в течение дня отмечайте, что вы
думаете о ситуациях, в которых у вас возникает проблема с ребенком. Каждый
раз, когда вы испытываете в подобной ситуации эмоциональный сигнал,
фиксируйте возникающие у вас мысли о ребенке. Не нервничайте и не мучайтесь
по поводу этих мыслей; просто отмечайте для себя первую пришедшую вам в
голову мысль, когда вы начинаете думать о ребенке. Может быть, эта мысль
будет такой: "Я ненавижу все это", "Мне плохо от всего этого", "Она у меня
дождется", "Так дело не пойдет", "С ним что-то не так" и т. п. А теперь
достаньте карандаш и бумагу и запишите эту мысль.
После нее запишите новое предложение, начинающееся именем вашего
ребенка и завершающееся следующим образом: "...имеет все необходимое для
того, чтобы принимать самостоятельные решения и распоряжаться своей
собственной жизнью".
Проделывайте все это методично на протяжении нескольких дней -- до тех
пор, пока не заметите, что данное сочетание мыслей стало вашей привычкой, т.
е. что каждый раз, ощущая эмоциональный сигнал в связи с той или иной
проблемной ситуацией, вы начинаете сопровождать его ободряющей мыслью: "Мой
ребенок имеет все необходимое для того, чтобы принимать самостоятельные
решения и распоряжаться своей собственной жизнью".
В этой главе мы стремились помочь вам снизить ответственность, которую
вы все еще возлагаете на себя и которая распространяется на решения,
принимаемые ребенком в отношении собственной жизни.
Хотелось бы только подчеркнуть: мы вовсе не ратуем ни за то, чтобы
поощрять и побуждать ребенка идти наперекор вам, ни за то, чтобы
пренебрегать "требованиями" общества. Вся эта система перестанет работать,
как только вы хоть в какой-то мере будете игнорировать или хотя бы
неправильно трактовать стремления, исходящие