Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Подросток
------ Страница 31 ------

Подросток - Страница 31

ведете себя в ситуации конфликта.-- Провоцирование

отрицательного внимания родителей и как реагировать на это

В предыдущей главе мы говорили об установке, сводящейся к

непосредственному желанию родителя видеть своего ребенка самостоятельным,

принимающим собственные решения. В этой главе давайте обсудим, что же,

скорее всего, произойдет, когда вы начнете передавать ребенку право

распоряжаться его жизнью.

Что сделает с этой новой "свободой" ваш сын или ваша дочь, если вы

решите устраниться от обязанности принимать решения за него или за нее?

Большинство подростков, которых мы знаем, утверждают: их самое большое

желание -- больше свободы распоряжаться своей собственной жизнью. Учитывая

всю остроту и насущность этого требования, можно было бы предположить, что,

получая свободу, они встретят ее радостным выражением лица и счастливой

улыбкой. Верно, такое иногда случается; однако мы были поражены, как много

детей вовсе не выглядели счастливыми, когда их родители в конце концов

соглашались "позволить" им принимать самостоятельные решения. Они выглядели,

скорее, угрюмыми и говорили примерно следующее: "Ты не заботишься обо мне",

"Ты никогда не. сделаешь этого" или даже (а это их подлинные высказывания):

"Я не уверен, что готов принимать самостоятельные решения" и "Пожалуйста,

продолжай проверять меня!" И очень часто первое, что подростки делают с этой

новой свободой, сводится к тому, что они начинают вести себя еще хуже, чем

раньше, тем самым пытаясь, по крайней мере отчасти, вынудить родителей

вернуться к контролю за ними*.

Давайте посмотрим, почему же они ведут себя таким образом.

Мы думаем, что одной частью своего существа каждый ребенок

действительно стремится к свободе, желает ее для того, чтобы иметь

возможность принимать ответственные решения, отвечать за свою жизнь, быть

самим собой. Другая же его часть боится этой свободы, хочет быть избавленной

от нее и будет делать все возможное, чтобы заполучить решения, принятые

где-то и кем-то еще.

И это далеко не детская проблема; каждое человеческое существо живет в

этим противоречием всю свою жизнь. С самого начала все мы хотим "делать

по-своему" и в то же время стремимся устраниться от этого. Каждый хочет

проявлять твердость, быть определенным, принимать свои собственные решения в

жизни; и одновременно каждый хочет просто следовать безопасным старым

привычкам и позволять кому-то принимать решения. Все мы немного похожи на

циркового льва из "Дон Кихота" Сервантеса, стремившегося вырваться из своей

клетки на простор равнин. Однажды дверь клетки оказалась случайно открытой,

и лев выбежал из нее на волю. Однако, как только он сделал это, тяжесть всей

его свободы и ответственности обрушилась на него, и, как сказано в романе,

он повернулся и побежал обратно в клетку.

У всех нас тот же выбор, что был у этого льва; много раз на дню мы

выбираем между нашими собственными смелыми поступками и следованием уже

готовым решениям. Вероятно, большинство из нас выбирает иногда одно, иногда

другое и обычно стремится установить достаточно комфортное равновесие между

двумя способами поведения. В общем-то мы даже не осознаем, что постоянно

делаем этот выбор.

Однако происходящие в жизни события вновь и вновь вынуждают

пересматривать выбор. В нашу жизнь включаются или же, наоборот, уходят из

нее значимые для нас люди, мы научаемся чему-то новому, заверша-

* Это также отчасти и "тестирование", или проверка серьезности

намерения родителей отказаться от контроля.

ем свое образование, вступаем в брак, обзаводимся детьми, и каждое

такое изменение -- это своего рода кризис, потому что заставляет нас вновь

совершать данный выбор: либо принимать больше собственных решений, либо еще

больше подчинять свою жизнь внешним обстоятельствам. И никогда нельзя

установить окончательное равновесие, поскольку у нас вновь и вновь

появляются новые возможности выбора.

Вероятно, нашему читателю уже стало ясно: авторы этой книги отдают

предпочтение выбору в пользу собственных, самостоятельных, а не готовых

решений. Ведь в идеале развитие человека

Навигация:

Страница 33
Страница 32
-- Страница 31 --
Страница 30
Страница 29