Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Подросток
------ Страница 30 ------

Подросток - Страница 30

из вашего собственного

внутреннего Я. Не советуем мы вам игнорировать и вашего ребенка или говорить

ему, что вы не будете о нем заботиться ("Давай, давай -- увидишь, забочусь

ли я о тебе"). Вы можете продолжать заботиться о ребенке, интересоваться им,

но в то же время вам следует отказаться от того, чтобы контролировать и

направлять каждое из его решений.

В данном случае речь идет о ваших представлениях о людях, о том, чтобы

вы видели их не беспомощными -- но способными принимать самостоятельные

решения, чтобы вы делали все возможное, побуждая и поощряя принятие вашим

ребенком собственных решений.

Здесь родители обычно высказывают нам свою глубокую озабоченность: а

что может произойти, если они "позволят" своему ребенку принимать

самостоятельные решения?

Разве это не опасно?

Она может выйти из дома и будет ограблена, изнасилована, убита,

наконец.

Он не знает, как следует себя вести; он попадет в настоящую беду, если

я не буду руководить им.

Обеспокоенность родителей вполне обоснованна. Конечно же, в мире есть

опасности, и детей (впрочем, и взрослых тоже) каждый день избивают, насилуют

и даже убивают. Тем больше оснований стремиться к тому, чтобы как можно

скорее сделать вашего ребенка ответственным за собственное поведение.

Единственная реальная защита ребенка от всех этих опасностей -- это его

здравый смысл и знание, что именно сам он или она сама должны распознавать

опасности и принимать по отношению к ним соответствующие решения. Если же

ребенок считает, что беспокоиться по поводу опасностей и принимать решения

-- ваша обязанность, то он, скорее всего, переложит все заботы на вас и

будет беззаботно радоваться чувству своей полной безответственности. А вот

это уже действительно опасно, потому что в данном случае ребенок станет жить

с убеждением, что опасностей не существует, так как вы на страже и

перехватите, нейтрализуете все, что может доставить ему хоть какое-нибудь

беспокойство. Но на самом деле вы не можете всегда быть на страже, не можете

нейтрализовать все опасности; и вот ребенок начинает жить с чувством ложной,

мнимой безопасности... Таким образом, лучшее, что вы можете сделать, чтобы

действительно защитить вашего ребенка от опасностей, состоит, как мы

полагаем, в следующем: дать понять ребенку, что вы полагаетесь на его

способность принимать верные решения.

Если же вы считаете, что надо отложить передачу подобной

ответственности ребенку до тех пор, пока он сам не проявит способности

принимать ее, то пересмотрите, пожалуйста, эти ваши представления. Совсем не

обязательно люди становятся более ответственными лишь потому, что взрослеют;

возможно, вы знаете тридцати- или даже сорокалетних, которые тем не менее

так и не приняли на себя ответственность за свою собственную жизнь. Люди

учатся быть ответственными, оказываясь в таких ситуациях, где они знают, что

действуют сами по себе, и где они принимают решения, последствия которых

относят только на свой счет. Защищая ребенка от опасной жизни, вы рискуете

помешать ему развить в себе ту силу, которая может справиться с этими

опасностями. Мы обнаружили: в тех случаях, когда детям полностью доверяют

быть самостоятельными, эта способность неожиданно обнаруживается даже у тех,

о ком ранее нельзя было подумать ничего подобного. Отсутствие веры у детей в

свои собственные способности связано, по-видимому, с тем, что в эти

способности не верят окружающие.

Если вам все еще трудно уйти от контроля за различными сторонами жизни

ребенка, мы советуем вам отказаться только от того, что почти не нарушает

вашего спокойствия и не связано со сколько-нибудь существенным

самопринуждением. Отложите все прочее на будущее. Возможно, впоследствии,

увидев положительные результаты того, что сделано сейчас, вы с большей

легкостью передадите ребенку еще больше ответственности. Все, что вы сможете

осуществить на этом пути, окажет впоследствии благотворное воздействие и на

вас, и на вашего ребенка.

Глава 4

Как ваш ребенок может прореагировать на все это

Типичные реакции.-- Стремление к свободе и страх перед ней у детей.--

Как вы и ваш ребенок

Навигация:

Страница 32
Страница 31
-- Страница 30 --
Страница 29
Страница 28