с вами, то мы уверены: в определенном
смысле вы сами позволили, чтобы вас принимали за такое удобство. Вы
оказались слишком уж бесхарактерным человеком, так сказать, половиком, о
который вытирают ноги.
А "быть половиком" -- это по большому счету уже ваша установка.
Чтобы вызволить вас из подобных отношений с ребенком, мы предлагаем
научиться отстаивать себя и навсегда распрощаться с установкой "быть
половиком".
Для того чтобы сделать это, надо усвоить две вещи. Одна из них -- это
конкретные техники настойчивости, которым мы обучим вас в главах 7--9, а
другая -- установка, позволяющая вам чувствовать себя в ситуации общения с
ребенком комфортно, ненапряженно, ощущать и проявлять любовь к нему или к
ней, потому что вы знаете, что сумеете позаботиться о себе, и не рискуете
собственным благополучием и счастьем. В этой главе мы рассмотрим такие
способы поведения и мышления, которые, по нашему мнению, будут
способствовать возникновению у вас такой установки. Все, что мы
порекомендуем, может быть принято или же отвергнуто вами как неподходящее,
но хотелось бы, чтобы вы достаточно глубоко изучили и поняли предлагаемое
вам, прежде чем отметать это с порога. Мы полагаем, что данная установка
является исходной и основной для достижения успеха при решении проблем,
возникающих у вас с- ребенком, а также для того, чтобы вы стали настолько
счастливым в вашей собственной жизни, насколько вы этого захотите.
Все эти идеи мы так или иначе затрагивали в предыдущих главах, так что
они не будут совершенно новыми для вас. Рассмотрите их теперь одну за
другой, чтобы привести себя в соответствующее душевное состояние, прежде чем
обратиться к конкретным предписаниям по развитию настойчивости, которые
будут изложены в трех следующих главах.
Удерживайте ваши цели в сознании
Испытывая трудности в отношениях между вами и вашим ребенком,
вспомните, в чем состоит ваша главная цель. Вы хотите:
Быть счастливее сами.
Видеть, что ваш ребенок -- ответственный и порядочный человек.
Придерживайтесь этой мысли, не позволяйте себе впадать в те не
относящиеся к делу эмоции, о которых мы говорили в главе 5.
То, в чем более всего нуждается большинство людей,-- это счастье и
справедливые, основанные на сотрудничестве отношения с окружающими. Мы
убеждены, что и вы, и ваш ребенок испытываете эту потребность. Однако в
условиях стресса или угрозы люди склонны забывать, к чему на самом деле
стремятся, и начинают вести себя так, как если бы их глубочайшими заботами
были:
Как же выиграть, одержать верх?
Доказать, что я права.
Показать, что я могу контролировать своего ребенка.
Доказать, что я хороший родитель.
Что усе подумают другие люди?
Как же должно быть с точки зрения общества?
и даже
Что же я должен делать в соответствии с законом?
Мы никогда не слышали, чтобы кто-либо из родителей признавал нечто
подобное своим самым глубоким желанием; но нам доводилось видеть множество
родителей, которые вели себя так, как если бы более всего они хотели именно
этого. Все это очень по-человечески, однако с учетом отдаленной перспективы
подобное поведение фиксирует, консервирует ту проблему, над решением которой
бьется сам родитель. Мы просим вас не терять головы (т. е. удерживать перед
собой перспективу) и помнить, несмотря на все стрессы и неудачи, к чему вы
на самом деле стремитесь.
В минуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы
стремитесь,--- это более счастливая ситуация для вас самих; и --
одновременно -- ваш ребенок как более ответственный и порядочный человек.
Сохраняйте положительное представление о вашем ребенке
У вас могло сложиться убеждение, будто ребенок беспокоит вас просто
потому, что хочет этого, или же