потому, что по своей природе ленив,
нечестен, беззаботен, незрел или же не любит вас. В главе 3 мы уже просили
вас взглянуть на ваших детей иначе. Посмотрите на них так, как если бы все,
что они делают, вызвано боязнью предстать перед окружающими положительными,
отвечающими за себя, добрыми людьми и позволяет им разыгрывать роль
безответственных, ленивых, нечестных и т. д. Расцените все их проступки как
нечто специально предназначенное для того, чтобы вынудить вас подкреплять
ваше отрицательное представление о ребенке беспомощной злостью, чувством
обиды, стремлением одернуть ребенка, восприятием его как плохого человека, а
себя -- как плохого, беспомощного родителя. Мы просим, чтобы вы перестали
играть для ребенка эту роль и сделали совсем другое.
Поверьте, что ваш ребенок изначально является положительным,
ответственным, хорошим человеком и что он или она, как и все другие,
неизменно хочет в своей жизни справедливости, любви, взаимопомощи между
людьми. Когда вы оказываетесь лицом к лицу с ребенком, обращайтесь к той его
или ее исходной составляющей, которая хочет всего этого.
Ваша установка -- вот что действительно может изменить окружающее
Способ вашего восприятия ситуации, в которой находитесь вы и ваш
ребенок, влияет на нее. Принятая вами установка не только помогает вам
выбрать линию поведения, но -- и это еще более удивительно -- она влияет
также на установку и действия вашего ребенка.
Установки крайне заразительны. Установка, с которой вы взаимодействуете
с другим человеком, очень сильно влияет на его восприятие окружающего в
данной ситуации. Проверьте это -- посмотрите прямо в глаза первому
встречному либо с теплой улыбкой, либо с угрюмым видом и обратите внимание
на то непосредственное влияние, которое все это оказывает на другого
человека.
Это влияние особенно важно в детско-родителъских отношениях, поскольку
вы- -- родитель; а ребенок склонен наделять старших авторитетом и опытностью
независимо от того, что сам он может говорить или предполагать прямо
противоположное. Таким образом, ваша установка воздействует на ребенка в
гораздо большей степени, чем его установка на вас. Возьмите же на себя
ответственность за создание доминирующего настроения или атмосферы во
взаимоотношениях с ребенком и не позволяйте втянуть себя в состязание,
навязать себе установку "Кто же победит?".
Помните, что, лишь сохраняя положительную установку в отношении вашего
ребенка, вы окажете позитивное влияние на проблему, которая существует между
вами.
Равное взаимоотношение
Рассмотрим, каким могло бы быть отношение равенства между вами и вашим
ребенком. Если вас что-то тревожит, то исходная проблема состоит,
по-видимому, в том, что ваши взаимоотношения с сыном или дочерью перестали
быть равными и кто-то один из вас (или оба) стремится контролировать
другого, или, иначе говоря, они превратились в отношения господина -- раба.
В первой половине этой книги мы просили вас противостоять всякой тенденции,
превращающей вас в господина, а ребенка -- в раба. Теперь столь же важно
противостоять всякой тенденции, превращающей вас в раба, а ребенка -- в
господина.
Вы можете противостоять тенденции "вы -- раб, ребенок -- господин",
если будете принимать собственные нужды и права столь же серьезно, как и
нужды и права других людей, включая вашего ребенка, и если станете на их
защиту со всей той убежденностью, с которой защищаете нужды и права любого
другого угнетаемого существа.
В главе 5 вы начали работать над этим и теперь должны идти в этом
направлении дальше.
Проверьте ваши представления о взаимоотношениях между вами и ребенком и
посмотрите, есть ли среди них следующие:
Я обязана обеспечивать ребенка и заботиться о нем.
Он не имеет обязательств по отношению ко мне.
Я отвечаю за него. Он не отвечает за меня.
Мой ребенок имеет право на мою поддержку и заботу без каких-либо
ответных обязательств. В этой ситуации у меня нет никаких особых прав.
Мы неоднократно